Экономика без прилагательных, но со смыслом

«Экономика — лишь условие и средство человеческой жизни,

но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».

Н.А. Бердяев.

 

В строгом научном и философском смыслах экономика — это прежде всего отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономика, в своем историческом развитии, начиналась как моральная (нравственная) философия. Сегодня экономика и философия искусственно разведены, сведены в самостоятельные научные дисциплины, существующие по своим собственным, не связанным законам. Триста же лет назад экономика была органичной частью моральной философии, а основатель экономической науки Адам Смит был заведующим кафедрой нравственной философии университета в Глазго.  Другой «отец-основатель», Джон Локк, был также философом, предложившим до сих пор сохранившиеся в теоретическом арсенале экономической науки ключевые ее понятия: «общество» и «экономический человек».

Принципиальный отход от нравственных оснований и категорий совершает Дэвид Юм, который пошел на полное устранение из предмета этой науки всего ценностного, духовного, оставив в ней только практическое, прагматическое начало. Так состоялось главное искажение предмета экономики: она перестала быть частью всего спектра нравственной философии и сохранилась как искусственно созданная частными исследователями наука, сфокусированная сначала на теоретическом, а затем уже неприкрыто прагматичном интересе. В такой науке общее благополучие человека сведено к его материальному благосостоянию, а сам человек с его верой, поиском смыслов – к экономическому придатку материального мира.

Произошла чудовищная примитивизация мира, общества, человека, его целей и ценностей!!!  В экономической сфере уже не осталось никакой этики, духовности, философии. Таинственный, богообразный, космический мир трансформировался в примитивную общественную схему, где человеку отводится роль продавца, покупателя или посредника в потреблении товаров и услуг. Даже социальные отношения между людьми и их группами теперь сводятся исключительно к взаимодействиям хозяйственного характера.

И так во всем, вместе с понятием «экономика» получили: вместо целостного, божественного мира – экономико-производственный его скелет, вместо творческого, духовного человека – жалкий и примитивный, алчный фантом! Без преувеличения можно сказать, что экономика стала той самой «философией», из которой вынули всю ее глубину и целостность, все её духовно-нравственные и солидарно-социологические начала. То, что осталось в результате этого великого «урезания», — экономика —  и стала теоретической базой построения всех существующих ныне социально-экономических моделей. Что же тогда мы удивляемся постоянным кризисам, несовершенству мироустройства?

Понимание вышесказанного убеждает, что глобальный мировой кризис начался вовсе не сегодня, а тогда, когда произошёл кардинальный отход экономики от философии в ее предметном понимании, и сами перманентно возникающие кризисы носят не экономический, а мировозренческий характер! Финансы, экономика, политика, технологии и инновации – лишь следствие искаженных первичных мировоззренческих, ценностных установок.

При серьезном философском, системном анализе они оказываются   самыми примитивными, поверхностными, фрагментарными и нелепыми искаженными моделями человека, общества, государства, мира, целей и ценностей существования. Общим признаком для всех этих, так называемых «экономических моделей развития», является максимальная удаленность их от настоящего, целостного рассмотрения, ориентированного на гармоничное развитие человека, общества, природы и на понимание божественного начала в развитии мироздания.

Даже уже сказанного вполне достаточно, чтобы понять главное: искажения предмета экономики как социально ориентированной науки действительно ужасны! Целиться в нравственные, духовные вопросы человеческого бытия в контексте открытых социально-экономических систем, сообществ, а попасть в примитивное, потребительское, экономическое существование, принципиально лишенное какого-либо морального начала — это ли не трагедия человечества?

Теперь, понимая с какой экономикой мы имеем дело, вернемся к тому, что лежит в её основе, – отношениям людей, которые регулируются нормами: писанными и неписанными. Эти нормы образуют несколько уровней, определяющих иерархический характер отношений между людьми: законы духовные, нравственные нормы и традиции, юридические нормы, ценностные установки. Других норм, регулирующих человеческие отношения, нет (кроме естественных законов природы). Все остальное – это механизмы, инструменты, обеспечивающие человеческие коммуникации.

В основе развивающегося, открытого общества лежит общность замыслов, смыслов, однозначно понимаемых всеми членами этого общества, единство понятий и способов оперирования этими понятиями в процессе реализации замыслов. Одним из ключевых из этих понятий является понятие «экономика».  Общество управляется, отнюдь, не столько с помощью системы человеческих законов, норм, и, конечно, не с помощью эффективных властных и силовых структур, федеральных программ развития и эффективных и не очень государственных менеджеров и, тем более, не с помощью системы наград и наказаний. Мы все прекрасно понимаем метафору про «разруху не в сортирах, а в головах», но делаем всё время, почему-то, «как всегда»…

Оборот идей, смыслов, понятий в обществе — это процесс коммуникации отдельных индивидов в форматах процесса общественного познания. Самое трудное время для общества наступает, когда общие смыслы исчезают из структуры понимания личностей, то есть разрушается система понимания и толкования информации, смысла и замыслов развития. Рождение кризисов всех форматов и направлений, духовный и материальный упадок, не реализуемость стратегий развития говорят только о том, что произошли или серьезные деформации в системах генерации и использования смыслов (смысловых моделей), понятий в общественном сознании, или такие системы вообще отсутствуют. Не существует системно организованного процесса познания, в том числе, в сфере хозяйственной деятельности – называемой Экономикой.

Таким образом, развивающееся, созидающее общество — это всегда исключительно целостная система формирования и распространения смыслов, понятий, которые становятся средой, предметом коммуникации и общественного развития. Такая система, в зависимости от глубины исчисления смыслов, цельности, полноты понимания сущностных процессов общественного развития и осмысленности действий может замедлять или ускорять процесс преобразований в обществе на уровне социальных, технологических, политических или экономических моделей.

Экономика, в представленном нами подходе, рассматривается как система, занимающаяся организацией оборота смыслов в процессе совместной хозяйственной деятельности людей, управлением смыслами в создаваемых моделях устойчивого развития и необратимой эволюции. Цель экономики достигается единством структуры смыслов и их целевых функций, способных обеспечить эффективное функционирование и развитие материального производства, в формировании управленческих сообществ, реализующих модели коммуникации в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, экономика — это коммуникационная технология, обеспечивающая баланс структурно-функциональных отношений в определенной предметной области этих отношений между людьми в процессе природообразного хозяйствования.

Привыкшие за последние столетия мыслить исключительно в экономических категориях люди могут изумиться: возможен ли отказ от экономических приоритетов, принципов принятия решений, экономических ценностных оценках человека и его сообществ? Чем заменить ВСЕ ЭТО? Ответ не так уж парадоксален: история знала периоды, в которых экономика уже играла второстепенную, подчиненную роль, а судьбой были религия, культура, философия, идеология, искусство!!!

Экономика — это дело человеческое по природе. Это, то что заложено в человека самой природой — не вещная, материальная структура, а лишь та концепция, обозначающая естественное определённые восприятия отношений.

Интенсивно развиваемые в настоящее время информационные, инновационные и коммуникационные технологии – прекрасный пример практического внедрения технологии управления смыслами, целенаправленно созданной системой распространения смыслов в общественном сознании. Современные же «технологии управления смыслами» это технологии «внешнего» управления, игнорирующие внутренние смыслы саморазвивающихся природных, в том числе, социально-экономических систем.

Именно по этой причине архиважно осторожно и внимательно пользоваться смысловыми категориями, которые могут разрушать общественное сознание, позволять манипулировать отдельными людьми и их сообществами, ради извлечения выгоды и/или наживы. Проектная экономика, цифровая экономика, инновационная экономика – это явная подмена, некорректная эксплуатация смысловых понятий. Экономика была и есть система отношений между людьми, а все остальное относится к механизмам, обеспечивающим человеческие коммуникации по природе. Да, для развития общества и его благосостояния нужна экономика с приоритетными, развивающими проекты с развитыми цифровыми и инновационными технологиями. Но это только отдельные черты, механизмы единой, цельной экономики — той экономики, которой возвращены смыслы и духовные, нравственные основания.

Внутренняя «духовная власть в системе генерации» смыслов, основана на законах, управляющих всеми природными (и социальными) системами и достижима на основании такой их генерации, которая возникает как результат общественного, в том числе, экономического, социального, научного познания, способного осуществить полноценную «сборку» материальной и духовной составляющей во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Духовная власть в системе генерации и использования смыслов, понятий и ценностей – это нравственный, общественный контроль над производством идеалов и обеспечение коммуникационной инфраструктуры их развития. Поэтому, на наш взгляд, необходимо исключить манипуляцию экономическими терминами в узкокорыстных целях во время политических, избирательных кампаний и использовать корректные, истинно-природные, смысловые понятия для взаимопонимания и созидания в социальном обществе.

 

Сергей Нехаев