Мировоззренческие основы гармонизации жизни общества

Представление человека о мироустройстве, мировоззренческие основы гармонизации жизни общества, духовные ценности народа задают направление общественного развития, определяют будущее нашей страны и её народов и, в конечном итоге, всей человеческой цивилизации.

Отказ России от собственного мировоззренческого выбора, ставка на рациональный расчет и рыночную, индивидуалистскую мотивацию во всех сферах жизнедеятельности в угоду пресловутым экономическим интересам немногих в ущерб всем (включая и природу) приводят к плачевному результату. Распадается тонкая ткань человеческих отношений, исчезает творческое начало, гаснет энтузиазм, так необходимый для решения сверхзадач. Если национальная экономика находится в кризисе и не в состоянии обеспечить сопоставимого с развитыми странами уровня жизни, то государство, где мерилом всех ценностей является материальное благополучие, а мерилом всего – «экономическая эффективность», не в состоянии удержать в своих руках ни материальные, ни людские ресурсы. В современной России сложилась именно такая ситуация: талантливая молодежь покидает страну, сырье и энергоносители, составляющие основу российского экспорта, обеспечивают потребности лидеров мировой экономики.

За весь исторический период своего существования Русский мир не раз доказывал, что составляющие его основу духовные ценности, отвергающие ложь, насилие и несправедливость, открывают иные горизонты и новую социально-хозяйственную парадигму будущего для всего человечества. Духовные ценности и мировоззренческие основания просто обязаны стать базой для принятия всех управленческих решений, источником стратегий и программ развития общества.

Проведенный нами анализ показывает, что большая часть современных стратегических разработок осуществляется без учета законов диалектики природы, цивилизационных основ, мировоззренческих критериев, духовно-нравственных и морально-ценностных ориентиров. Вот разрушительные ошибки, допускаемые при разработке стратегических и проектных документов:

  • отсутствуют мировоззренческие, идеологические и духовно-нравственные основы, современная научно-обоснованная и целостная мировоззренческая, идеологическая и методологическая базы принятия стратегических решений;
  • допускаются ошибки на уровне классификации систем, игнорируя тот факт, что сложные системы так же состоят из целостных систем более низкого порядка;
  • осуществляется линейное, «автономное» планирование развития социально-экономических систем в отрыве от циклов биосферы планеты, игнорирование восстановительных процессов природы и биологического разнообразия, геологической и природной предрасположенности, а так же антропологических предпочтений развития территорий;
  • гипертрофированное развитие индустриализации и крайне низкий уровень внедрения природоподобных технологий, господство идеологии потребления, игнорирующей природные «дуги» регенерации и культуру моральных устоев человечества;
  • нарушается логика процессов управления преобразованием социально-хозяйственных систем, а иногда и игнорирование части этих процессов, несмотря на их целостность;
  • отсутствует сбалансированность и гарантированная обеспеченность целей и задач стратегического планирования с финансовым, материально-техническим, технологическим, проектно-конструкторским, нормативно-правовым, кадровым и другими видами обеспечения;
  • отсутствие необходимой и достаточной информационной, теоретико- методологической базы, программных инновационных продуктов по разработке документов стратегического планирования, оптимального выбора путей, механизмов, инструментов, способов достижения стратегических замыслов, целей и задач;
  • отсутствие взаимодополняемости, согласованности, синхронизации и скоординированности стратегических программ на разных иерархических, структурных, институциональных и функциональных уровнях, включая федеральную, отраслевую и региональную вертикали, их выход за контуры и параметры единого стратегического замысла.

В таких условиях актуальной становится задача кардинального изменения отношения к управлению процессами развития (стратегическому планированию в том числе) и к пониманию того, что, не имея перед собой осмысленной социально-хозяйственной парадигмы будущего, базирующейся на фундаментальных законах Мироздания и духовно-нравственных основах, мы не только снижаем эффективность и качество управления процессами преобразования, но подвергаем огромному риску субъекты и объекты преобразования, ставим под угрозу саму жизнь на нашей планете.

На рис.1. в системе координат логики теории познания, сформулированы четыре типа мировоззрения, с каждым из которых мы имеем дело и в познании мира, и в построении систем его гармоничного преобразования. При этом, однозначно, мы понимаем, что мир един, а это значит, что и мировоззрение — едино, целостно во всех своих проявлениях.

Рис.1. Типы мировоззрения в координатах теории познания

Итак,

  • Повседневное (обыденное) мировоззрение: миросозерцание и мироощущение, существующие в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных традиционных представлений о мире.
  • Религиозное мировоззрение: целостное мировосприятие и осознание, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, представлений и эмоций, догматических построений. Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основы выражаются в иррациональной и эмоционально-образной форме.
  • Научное мировоззрение: мироосмысление, выбор видения мира, теоретические взгляды на него, основанные на данных науки. Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
  • Философское мировоззрение: миропонимание, выступавшее в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе, и обладая определенной мерой логической доказательности и принятия природного (Божественного) происхождения этого мира. Признаёт существование духовного начала и невидимого мира, что делает науку истинной.

Рис. 2. Функциональная модель процесса познания

На Рис.2. представлена функциональная смысловая модель процесса познания, которая важна для дальнейшего проецирования системы управления преобразованием общества на модель системы познания мира человеком. Но здесь самостоятельно интересны и многозначны аналогии: обыденного мировоззрения с наблюдением, религиозного мировоззрения с описанием, научного мировоззрения с измерением, а философского мировоззрения с познанием и изменениями.

Использование пространственно-временных моделей (разработки Р. Бартини и П. Кузнецова), обобщенно и графически представленных в настоящей работе, позволяют найти и представить логику взаимосвязи основных понятий исследуемой области знаний, а из взаимоотношений их (отмеченные стрелочками) – находить смысловое оформление отношений. Дальнейшее углубление и детализация каждого пространства модели выстраивают целостную систему знаний об исследуемом предмете в необходимой глубине детализации.

 

На Рис.3 построена проекция основных функциональных элементов системы управления развитием (гармонизацией жизни общества) на модель смысловой логики основных элементов познания. Убеждены, что процессы управления развитием социально-хозяйственных систем, мировоззренческие основания и процесс познания – суть единые, целостные процессы и явления, которые невозможно разделить, рассматривать поэлементно, обособленно (пусть даже условно). Только целостное гармоничное преобразование может привести к желаемым результатам. И представленная модель тоже этому подтверждение. Для получения практических результатов необходимо рассматривать все функциональные элементы процессов преобразования действительности в их единстве, не выделяя планирования (в том числе стратегического планирования), не разделяя мировоззренческих основ (тоже единых) на эти отдельные, лишь относительно самостоятельные элементы системы хозяйствования.

Рис. 3. Проекция процессов гармонизации жизни на модель её познания

 

В структуре предложенной смысловой модели взаимосвязи и взаимозависимостей основных элементов процесса преобразования социально-хозяйственных систем, можем предложить следующие формулировки этих элементов:

  • Концепция (уклад) преобразований: формирование основных направлений гармонизации жизни общества, основанных на сформулированных идеях и замыслах преобразований, на основе анализа ситуации с учетом имеющегося опыта, традиций.
  • Планирование преобразований: построенная, методологически обеспеченная система принятия решений о направлениях развития, исходя из принципов, основ и моделей существующей методологии и осознания парадигмы хозяйствования, в которой эти плановые решения предстоит реализовывать.
  • Проектирование преобразований: выработка механизмов реализации плановых установок на основе синтеза ресурсов, комплекса инструментов и сформулированных замыслов развития.
  • Управление преобразованиями: синхронизированная система мер, программ и проектов, механизмов их реализации, ведущая к задуманным, спланированным и спроектированным преобразованиям.

 

Как видно из логики построения вышеприведенных моделей – во всех процессах и элементах преобразования социально-хозяйственных систем присутствует связь с мировоззренческими основаниями, принципами их построения.

При этом мы понимаем место мировоззренческих принципов в пирамидах принципов, представленных на Рис. 4.

Рис 4. Пирамида принципов принятия решений

Пирамида принципов развития общества (см. Рис. 4) подтверждает, что мировоззрение (его принципы) формируется на фундаменте мироздания. На этом мировоззренческом фундаменте строятся национальные идеологии, стратегии гармонизации жизни общества. Отсюда и важность мировоззренческих оснований для общественного развития, уход от их искаженной интерпретации. Реализуется логичная, неизменная Божественная последовательность в принятии ключевых решений для общества: мироздание — мировоззрение – идеология – государство (система управления) – развитие, которая придает всем изменениям практический и логичный смысл, собирая всё в Целостность. Место мировоззрения в жизни общества – это основа целостной и гармоничной организации общественного развития, определяющая его созидательные (или разрушительные) направления.

 

В координатах процессов гармонизации (см. Рис.5) представим место мировоззренческих принципов в системе принципов принятия управленческих и стратегических решений. В гармоничных социально-хозяйственных системах рассматривается весь спектр принципов принятия решений в соответствии с рассматриваемыми и преобразуемыми процессами развития.

Рис. 5. Система отношений принципов принятия решений

 

Мировоззренческие основы гармоничного встраивания изменений в целостные социально-хозяйственные системы занимают важно место для практической реализации замыслов преобразования. При этом мировоззренческие принципы, как и принципы природных отношений (принципы мироздания) являются приоритетными и определяющими для всех остальных принципов (даже исходя из логики «пирамиды принципов», см. Рис. 4).

На Рис.6 предлагаем классификацию смыслов, замыслов и ценностей социально-хозяйственных систем, представленную в виде схемы, которая позволяет понять, с какой целостностью мы имеем дело в системе «человек-природа-общество». Здесь мы видим и место формируемого мировоззрения. У нас не должно оставаться иллюзий независимости, несвязности отдельных элементов социально-хозяйственных систем и возможности успешных частных решений.  Мы предлагаем использовать, и сами уже используем, эту классификацию  для конструктивного, созидательного диалога, согласования основ и условий совместной деятельности с нашими партнёрами в регионах и отраслях, сообществах и на предприятиях.

Рис. 6. Смыслы, замыслы и ценности гармонизации

социально-хозяйственных систем

 

Важно, что мировоззренческие основания гармонизации социально-хозяйственных систем – это предмет не только и не столько экономической науки, которую в последнее время не критикует только ленивый. На Рис. 7 отражена систематизация источников знаний о предмете настоящей статьи. Логическая и смысловая связь уровней исследований (во многом опирающихся на всё ту же «пирамиду принципов») целесообразна и во имя достижения практических результатов в гармонизации жизни общества, вовлекает в процесс познания и преобразования практически всю систему наук.

Рис. 7. Научная основа гармонизации жизни общества

 

На Рис.8, в уже привычной смысловой системе координат, представлена система понятий, показывающая связь той цивилизационной матрицы, в которой мы находимся, и парадигмы будущего. Не будем останавливаться на анализе действующей социально-хозяйственной парадигмы, которая, однозначно, нацелена на порабощение, манипулирование одной, немногочисленной социальной группы всем обществом, понимая, что у неё нет будущего. Поэтому любые действия человека в структуре и законах этой парадигмы (смена власти, социальные преобразования, стратегические, цивилизационные проекты) – бессмысленны, так же, как и использование сложившихся мировоззренческих и других оснований в формировании системы преобразований, гармонизации жизни общества.

С одной стороны, мировоззрение, как и мировоззренческие основания, принципы, критерии – есть категории изменяющиеся, не постоянные. С другой стороны, мировоззрение формируется на базе проникновения человека в понимание основ мироздания, в познание Божественного замысла. Пока же мы действуем в системе принципов принятия решений, во многом определяемыми идеологическими установками, сложившимся деформированным мировоззрением, что формирует наше, человеческое видение путей гармонизации. А эти пути и пути, которые были определены социально-хозяйственной парадигмой будущего абсолютно не совпадают. Но обеспечить движение по гармонизации общества в созидательном направлении способна система принципов, критериев, построенная на сегодняшнем понимании человеком целостности, гармоничности мира и тех принципиальных положений, которые не дают «свалиться» в разрушительный путь собственных действий, в глобальную катастрофу прекращения жизни на Земле.

Рис. 8. Мировоззрение и парадигма будущего

 

Основные принципы принятия управленческих и стратегических решений (в логике, представленной выше «Пирамиды принципов») обобщены в подготовленной нами Методологии гармонизации жизни общества, которая устанавливает:

  • духовные, мировоззренческие, методологические, нормативно-правовые основы управления развитием, соответствующие законам мироздания;
  • стратегическую консолидацию социального, государственного, отраслевого и регионального социально-хозяйственного развития;
  • систему критериев природоподобных отношений, мировоззренческих и идеологических основ принятия стратегических, управленческих решений;
  • системы принципов, требований, методов, подходов, критериев для практического использования всеми субъектами стратегического развития и управления в России.

Основными мировоззренческими положениями разработки стратегий развития социально-хозяйственных систем являются следующие принципиальные постулаты:

  • целью и сутью создания стратегий и программ развития является смысл жизни человека на Земле и воплощение этого смысла, общество разумных потребностей и ценностей при возможности творческого, духовно-нравственного совершенствования каждого человека;
  • программы развития – механизм раскрытия человеческого потенциала как способности индивидуума путем осознания своей уникальности творчески выражать себя с целью максимальной самореализации в обществе и мире;
  • Земля — открытая система, как и все социально-хозяйственные системы, успешное развитие которых может осуществляться исключительно сообществами на основе единства понимания последними основ и принципов социально-хозяйственного и духовно-нравственного развития;
  • развитие общества и среды его существования должно осуществляться на пользу и во благо населения, прошлых и будущих поколений;
  • доминанта общественно-нравственной составляющей — приоритет критериев жизненных ценностей над экономическими и финансовыми критериями принятия стратегических решений;
  • прибыль не является основной и единственной целью хозяйственной деятельности субъектов социально-хозяйственных систем всех уровней;
  • основой целеполагания являются направления созидательного развития, система принципов выбора путей развития, доступ к формированию которых должен иметь каждый ответственный член общества;
  • выработка населением предложений по направлениям развития региона, общества, государства;
  • ориентация на общинные формы собственности и управления при создании и реализации программ и проектов многоукладного хозяйства;
  • последовательный отказ от ростовщичества и ориентация на новые, справедливые и инновационные системы хозяйствования, создание фондов развития народных предприятий, кооперативных организаций и иных форм, обеспечивающих симбиоз социально-хозяйственной системы с биосферой;
  • формирование на различных иерархических уровнях программ развития социальных механизмов, реализующих интересы и предпочтения общества.

На этой основе в разработанной и развиваемой нами Методологии гармонизации жизни общества сформулированы следующие основные мировоззренческие принципы принятия управленческих решений – принципы, учитывающие многовековую историю русской цивилизации, особенности культуры и традиций. Мировоззренческие принципы подлежат совершенствованию, оптимизации и уточнению на основе соответствия принципам развития мироздания и глубины понимания человеком основ жизни и мироздания.

  1. Принцип социальной ориентации. Основной целью и смыслом создания стратегий, программ и проектов развития является человек, общество и обеспечение их разумных потребностей и ценностей при безусловном обеспечении возможностей творческого, духовно-нравственного развития.
  2. Принцип раскрытия человеческого потенциала – использование способности человека путем осознания своего места в мироздании и предназначения творчески выражать себя с целью максимального развития личности.
  3. Принцип созидательности. Развитие всех видов отношений между людьми, между людьми и обществом (исключение антагонистических отношений), опираясь на коллективные формы собственности и управления, немонетарные механизмы хозяйствования. Развитие общества и сред существования населения не должно осуществляться во вред интересам населения, прошлых и будущих поколений, с целью создания возможностей реализации каждым человеком своих творческих возможностей.
  4. Принцип исключения ростовщичества. Построение хозяйственных моделей развития общества должно исключать использование ссудного процента.
  5. Принцип гармонии, сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга социальных систем.
  6. Принцип приоритета норм морали и нравственности перед нормами права. Нормы права призваны обеспечить выполнение норм морали и нравственности во всех сферах жизнедеятельности общества.
  7. Принцип приоритета критериев (показателей) жизненных ценностей над экономическими и финансовыми критериями (показателями) при принятии стратегических решений. Прибыль не является основной и единственной целью экономической деятельности субъектов экономики всех уровней.
  8. Принцип коллективизации. Ориентация на формы собственности, финансовой организации и управления, не противоречащих на данном этапе законам развития сложных иерархических систем, ориентация на наиболее эффективные, с точки зрения влияния на общее состояние общества и его развитие, справедливые и инновационные системы хозяйствования, создание фондов развития предприятий, организаций и иных форм, обеспечивающих симбиоз социально-хозяйственной системы с биосферой.
  9. Принцип саморегулирования. Духовное единение – естественная потребность людей, цель оптимального преображения пространства, проявления способностей человека, любой стратегии развития социально-экономических систем.
  10. Принцип равенства возможностей. Обеспечение равенства возможностей социального развития и сохранение окружающей среды, как нынешнего, так и будущих поколений.

В Методологии … предложены и другие принципы. Но в настоящем материале мы рассматриваем меровоззренческие.

Подводя итог сказанному:

  1. Мировоззренческие основания – одна из важнейших частей систем принятия стратегических и любых управленческих решений в обществе.
  2. Несмотря на важность мировоззренческих оснований – они должны быть использованы, по возможности, в целостной системе принципов, критериев и основ принятия любых управленческих решений, позволяющих сохранить преобразования общества в созидательной сфере гармонизации.
  3. Любые наши созидательные действия (проектные, политические, идеологические, хозяйственные) – имеют смысл, когда рассматриваются в социально-хозяйственной парадигме будущего.
  4. Осмысленные и используемые обществом принципы принятия решений позволяют этому обществу последовательно (по мере углубления миропонимания) преобразовывать действительность именно в социально-хозяйственной парадигме будущего, так же последовательно формируя и саму парадигму.

Наш план действий в созидательном взаимодействии с партнерами, региональными и региональными сообществами:

  • Сформировать и реализовать единую, целостную систему управления преобразованиями (на предложенных мировоззренческих и других основаниях) на примере партнерских программ и проектов, способную охватить все этапы процессов преобразования жизни общества.
  • Инициировать и предложить внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательную базу системы управления развитием (в первую очередь в Закон ФЗ 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), принципиально отказавшись выделять стратегическое планирование как единственный управляемый процесс в системе управления преобразованиями. Наше предложение наименования такого законодательного акта: «Методология гармонизации жизни общества в Российской Федерации».
  • Инициировать формирование инструментов и механизмов, обеспечивающих выбор управленческих и стратегических решений, направляющих преобразования социально хозяйственной системы в созидательную сферу преобразований. Такими инструментами являются: методологическая и социальная экспертизы, методология гармонизации жизни общества, модельная форма стратегии развития отраслей и регионов, типологизация регионов, социальный заказчик.
  • Последовательно формировать у широких кругов населения нашей страны элементы стратегического мышления и понимания целостности и гармоничности мира, в котором мы живем, ответственности за сохранение хрупкой жизни в этом мире.
  • Осуществить разработки основ формирования хозяйственной парадигмы будущего с целью именно с их позиций этих основ вести формирование системы управления развитием и разработку системы принципов принятия управленческих решений.
  • Разработать основные документы и механизмы, регламентирующие действия и систему принятия решений на всех уровнях власти. Провести апробацию всех разработок, например, на реализуемой нами программе «Народный Выбор «БлагоВеси».

Уверены, развитие нашей страны должно происходить целостно, системно из социально-хозяйственной парадигмы будущего, охватывая своими замыслами, подходами, решениями, возможностями всё большие массы населения страны, выстраивая гармоничные отношения между социально-хозяйственными пространствами разного уровня, активно используя творческий и созидательный потенциалы человека, обеспечивая целостность и гармонию в контуре «человек – природа — общество – государство».

Координаты для связи и для предложений: NekhaevSA@mail.ru