Русское экономическое чудо

Российская экономика вытворяет нечто немыслимое – не только растёт вопреки внешнему давлению, но и в корне меняет свою структуру, что признают даже наши противники. Сырьевая модель прошлых десятилетий уходит в прошлое, а промышленная обработка и высокотехнологичные сферы становятся новым локомотивом развития. Можно ли всё это назвать российским экономическим чудом? И как долго оно продлится? Разберём в сегодняшнем специальном выпуске.

Заметный рост

Экономика России полностью оправилась от кризиса, вызванного внешним давлением в результате СВО, и вышла на траекторию устойчивого роста. И это не «кремлёвская пропаганда», а мнение международных финансовых институтов. Так Всемирный банк подсчитал итоги 2022 года и заявил, что наша страна вошла в пятёрку крупнейших экономика мира, обогнав германскую и став самой сильной экономикой Европы.

Международный Валютный Фонд недавно изменил свой прогноз по росту российской экономики в 2023 году, улучшив его до 1,5%.

То есть ни санкции, ни блокирование наших валютных резервов, ни уход иностранных компаний, ни попытки снизить цены наших ресурсов, ни шантаж наших торговых партнёров, ничего из этого не привело к обвалу и, спустя полтора года после начала СВО, мы вернулись к росту как ни в чём ни бывало.

По всей видимости, рост этого года будет выше прогнозируемых МВФ полутора процентов и превысит 2%. Говоря о точности прогнозов иностранных экономистов, стоит вспомнить, что они пророчили нам спад в 10% по итогам 2022 года, в то время как в реальности показатель ВВП упал всего на 2,1%.

Рост российской экономики продолжится и в 2024 году и будет заметно выше роста в США и Еврозоне, а, например, экономика Германии и вовсе сократится по итогам уже текущего года.

Теперь давайте посмотрим за счёт чего именно мы растём.

Структура роста

Сложилось устойчивое мнение, что Россия справилась со сложностями только благодаря росту оборонной промышленности. Это и правда важный фактор, но не единственный. Обратимся к официальным итогам первого полугодия 2023 года, которые отвечают на вопрос «что происходит?».

Вот 5 секторов с наибольшим ростом промышленного производства:

— выпуск компьютеров, электроники, оптики +72%;

— производство автотранспортных средств +52%;

— производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) +46%;

— изготовление мебели +34%;

— производство электрооборудования +32%.

Также в хорошем плюсе производство текстиля, обуви, алюминия, вагонов, мяса и пищевых продуктов. Это значит, что помимо оборонной промышленности наконец-то начало давать заметный эффект импортозамещение, вызванное уходом иностранных компаний и рост внутреннего потребления.

Но есть и минусы, а именно, падение наблюдается в добыче природного газа и прочих полезных ископаемых, за счёт потери рынка Евросоюза. Таким образом мы видим, что наша экономика не просто растёт, но и быстро меняет свою структуру – в плюсе обрабатывающие отрасли и производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Возможно, именно сейчас началось избавление от сырьевой модели. И, конечно, многих интересует насколько устойчивы эти позитивные тенденции и не исчезнут ли они в случае сокращения гособоронзаказа?

Пушки с маслом

Даже если предположить, что сегодня внезапно закончится Специальная военная операция, нет никаких предпосылок к немедленному сокращению гособоронзаказа. Скорее напротив, ведь гипотетический конфликт с блоком НАТО, а также его расширение в балтийском регионе, ставят перед нами новые задачи. Это же справедливо и для импортозамещения – пока что мы лишь заложили его основы, а весомый эффект от перезагрузки авиационной, судостроительной, химической, автомобилестроительной и других отраслей мы начнём ощущать лишь через несколько лет. Для сведения — в текущем году объёмы производства двигателей должны превзойти максимальные показатели советского периода. Получается, что пушки не вместо, а вместе с маслом – рецепт быстрого выхода из кризиса.

Увеличение промпроизводства в большинстве секторов сопровождается ростом инвестиций в основной капитал. То есть наши промышленные предприятия сейчас не выводят средства за рубеж, а активно вкладывают в обновление станочного парка и расширение производства. По этому показателю мы уже вышли на уровень начала 2022 года и он создаёт потенциал для дальнейшего роста и развития.

Впрочем, есть и препятствия. Первое – уровень загрузки производственных мощностей в России превысил 80% и подошёл к историческому максимуму. Значит, для дальнейшего роста нам нужно либо резко увеличивать количество новых заводов, либо расширять имеющиеся. Второе препятствие – это кадры, а точнее их острый дефицит. Для преодоления необходимо улучшать условия труда в рабочих специальностях, активнее заниматься переподготовкой кадров, возвращать бывших соотечественников из зарубежья. Также ускоренная автоматизация производства позволит снизить дефицит и, вообще, повысит производительность и технологичность российских предприятий.

По прогнозу Всемирного банка и к тридцатому году наша экономика сохранит своё место в пятёрки крупнейших. По мы позволим себе предположить, что в наших силах обогнать Японию и выйти на четвёртое место, уступив лишь странам, которые заметно превосходят нас по населению. И вот где мы видим главные возможности.

Возможности роста

Если структурная перестройка продолжится, мы станем производить больше технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью – от продовольствия до сельхозтехники, двигателей и самолётов. Так как внутренний рынок ограничен, мы неизбежно столкнёмся с необходимостью осваивать новые экспортные направления. Собственно, этим мы занимаемся уже сейчас. Недаром тема Африки в последнее время звучит так часто. Один миллиард двести тысяч африканцев – это привлекательный рынок для товаров — от машин и оборудования до атомных станций и услуг – от строительство до безопасности. Вместе с Африкой у нас есть все возможности для развития в рамках БРИКС, а это уже почти 3 млрд человек.

Другая возможность – это роботизация и автоматизация. Хоть многие по старинке продолжают пугаться этих слов, при таком дефиците кадров, иного выхода, кроме делегирования рутинных функций механизмам и программам, у нас не остаётся. При этом права человека, естественно, должны быть защищены.

Третья возможность, о которой мы говорили уже не мало – это развитие атомной энергетики, включая реакторы нового типа на перерабатываемом сырье и малых модульных реакторов. Их возможный вклад в экономику страны пока не оценён, но он может заложить базу под развитие промышленности, обеспечив её мобильной и недорогой энергией. А это серьёзное конкурентное преимущество перед другими странами.

…Можно ли происходящее сейчас в России называть экономическим чудом? Научного определения этого термина не существует и давать однозначные оценки из сегодняшнего дня всегда рискованно. Но вполне возможно, что через пять-десять лет то, что мы с вами проживаем сейчас, действительно назовут чудом, а точнее его началом. Первым этапом, в результате которого страна выдержала все удары, перестроилась и начала встраиваться в новый мир. Мир, который сама и создала.

Источник