Общие шаги в будущее

 

Смена парадигмы общественного развития, попытки осознания правил мирового порядка и принятия стратегических решений – закономерные процессы в кардинальной трансформации моделей социально-экономического развития на всех уровнях жизни. Мы обязаны учитывать эти изменения и, опираясь на научные знания, исторический опыт, влиять на происходящие события и встраивать субъекты экономической деятельности нашей страны в единый хозяйственный механизм, создаваемый на осознании основ построения моделей социально-экономических моделей будущего.

При этом не забываем, что наше будущее не рукотворно — оно во многом предопределено Божественным промыслом. Человеку просто необходимо осознать и определить диапазон решений, безусловно не противоречащий законам мироустройства, и не ведущих к краху человеческой цивилизации. То есть важно сформулировать правила, критерии принятия стратегических и жизненных решений, которые не дадут выпасть из этого диапазона сохранения жизни и остаться в гармонии созидательных преобразований. В этой же плоскости лежат и пути единения людей, сообществ, народов.

Наше сегодняшнее понимание принципиальных основ социально-экономических моделей будущего, которые заключаются:

· не только в целесообразном управлении замыслами, инструментами и ресурсами развития, но и всё больше – в поиске и получении результатов, включающих, в первую очередь, продолжение и улучшение жизни на Земле для всех;

· и определяется не столько геополитическими, экономическими, техническими и информационными концепциями и программами, – сколько парадигмой смыслов существования жизни;

· в гармонии совершенствования единого, целостного мира, без иллюзий и манипуляций приоритета его частей;

· в том, что Человек все больше осознавая и формируя смыслы своего и общественного существования, сам становится уникальным ресурсом, инструментом, замыслом и целью созидательной деятельности;

· в балансе общественных интересов всех социальных групп общества;

· в опоре на национальный опыт и понимание исторических истоков гармонизации, на особенности национального менталитета, на его духовные основания;

· в том, чтобы встроиться в наш стремительно меняющийся мир, через осмысление направлений созидания и следование им в практических действиях;

· в следовании принципам мироздания, научного миропонимания, на методологических, мировоззренческих, идеологических, технологических, управленческих, организационных критериях принятия управленческих решений, которые примутся институтами развития, чем зададут направления последовательного формирования социально-экономических моделей будущего;

· в преодолении формализма действующих систем управления, не теряя целостности гармонизируемых социально-экономических систем и непрерывности процесса гармонизации;

· в восстановлении природы как себя, так и себя как естественную часть природы!

Если мы однозначно, безусловно принимаем эти принципиальные основы, можно перейти к формированию системы правил принятия стратегических решений, а на их основе уже создавать стратегические модели развития, которые не дадут нам «зависнуть» на мелочах и честных вопросах, не понимая долгосрочных последствий принимаемых решений, не уходя от принципов целостности и ответственности. Безусловное принятие этих основ создают базу для объединения людей в поиске путей гармонизации моделей будущего. Именно с ними можно выходить на объединительные собору, сходы, съезды. Мы не претендуем, что приведенный перечень является исчерпывающим, однозначно еще предстоит его наполнение.

Многолетний практический опыт управления развитием в регионах, методологической работы в этой сфере позволил обобщить концептуальные положения, которые могут быть положены в основу действий любой государственной, общественной силы, стремящейся к гармоничному преображению в России и её регионах:

· прочную основу преобразованиям, изменениям способно обеспечить только гражданское общество, его институты общественного развития, формируемые в интересах всего населения;

· недопущение в хозяйственном обороте купли-продажи и других операций с земельными участками, которые всегда являются только собственностью государства;

· доминанта общественного развития – целостная система критериев мироустройства, жизненных ценностей, мировоззренческих и методологических оснований, экономических и хозяйственных основ принятия стратегических и управленческих решений;

· прибыль не является основной и единственной целью экономической деятельности субъектов хозяйствования всех уровней;

· в основе целеполагания преобразований обязателен прогноз и учет возможностей влияния на процессы развития цивилизации;

· рассмотрение развития социально-экономических систем всех уровней иерархии как целостного, одухотворенного организма; на основе механизма «социальной проектности», который имеет целью не получение отдельного преимущества, а долговременную, гармоничную организацию социума.

· доступ к механизмам, инструментам и ресурсам развития и преобразования, есть у каждого ответственного гражданина через систему общественных институтов развития. Создание региональных, национальных и сквозных инструментов развития, что позволит исключить дублирование информации и разработок, проектов и действий, позволит реализовать межрегиональную и межотраслевую интеграцию (что важно для формирования нового мирового порядка);

· широкое участие населения, сообществ в процессе выработки инициатив, предложений, сборки механизмов по направлениям гармонизации сообществ, регионов, общества, государства через институты социального заказчика;

· ориентация на коллективные формы собственности и управления хозяйственной деятельностью;

· безусловная, открытая помощь росту жизни и человека, открытое понимание, что есть любовь. Единственный социальный институт, который это творит органично, – это семья;

· использование и развитие коммуникационных и информационных инструментов, исключающих манипуляцию общественным мнением и сознанием человека;

· реализация любых стратегий и программ осуществляется на основе их практической полезности и целесообразности, отсутствия экологического и социального ущерба, что подтверждается институтом социальной экспертизы;

· последовательный отказ от ростовщичества и ориентация на новые, справедливые, немонетарные системы хозяйствования, создание фондов развития предприятий, кооперативных организаций и иных форм, обеспечивающих гармонию и баланс социально-экономических систем, общественных отношений, биосферы;

· использование созидательных и согласованных с природным Замыслом ресурсов, инструментов, механизмов… (Природоподобные технологии; общественные, коллективные, кооперативные формы правления, финансирования, наблюдения, взаимодействия, созидания);

· перевод функционирования структур исполнительной власти всех уровней на технологию стратегического и индикативного планирования, с обязательным внедрением механизмов персональной ответственности за результаты.

Эти концептуальные положения мы собрали в единый документ — русские правила мирового порядка. Однозначно, они подлежат расширению и дальнейшему общественному обсуждению, научной детализации и обоснованию. В том числе для решения этих задач создана Фабрика Мысли, создавшей около 30 смысловых, мировозренческих документов, которые постоянно актуализируются под изменяющуюся ситуацию в мире. В целях Фабрики Мысли – и создание концептуальных основ трансформации социально-экономических систем любого уровня иерархии с удержанием целостности этих преобразований.

Для практического применения концептуальных положений, духовно-нравственных основ, исторического опыта нашим Центром Проектирования Будущего создана базовая методология управления развитием (в формате федерального закона). Методология дает практические механизмы интеграции вышеназванных факторов и основ в системе принятия стратегических и управленческих решений. Задача общества — добиться безусловного использования этих критериев в процессе создания моделей развития и хозяйственных механизмов, программ и проектов развития, межотраслевых комплексов.

Добиться соблюдения концептуальной и методологической дисциплины возможно созданием института социальной экспертизы, который также может осуществлять и прогноз социальных последствий принятия тех или иных решений, законов, документов. Институт социальной экспертизы – часть системы общественных институтов развития, необходимость формирования которых ни у кого давно не вызывает сомнения, так как именно целостная система этих институтов может обеспечить связь властных структур, делового сообщества с гражданским обществом. Чего в нашем Отечестве сегодня, к сожалению, нет.

Не ожидая быстрой трансформации политических, экономических и общественных институтов развития, сдачи позиций нынешней либеральной правящей элитой, стоит уже сегодня (в структуре существующего законодательства) реализовать систему первоочередных мер, которые можно предпринять для преображения нашего Отечества. Вот наши предложения в направлении созидательных действий:

1. принятие, запуск актуализации правил мирового порядка, системы принятия стратегических и управленческих решений для формирования хозяйственных механизмов развития, концептуальных основ преображения социальных и хозяйственных систем. Наличие базовых решений позволяет начать созидательную работу по концептуальному управлению объектами развития немедленно;

2. формирование системы механизмов, подборка инструментов и ресурсов развития, создание комплексных межотраслевых решений и проектов (дающих синергетический эффект технологической, организационной и инфраструктурной интеграции, синхронизации целостных решений), их региональная локализация и широкое масштабирование. Практически создание инструментальной и ресурсной базы региональных программ и проектов развития начато, что позволяет формировать проектную базу регионального развития с последующим масштабированием на всю страну и в дружественные страны;

3. объединение разрозненных сообществ, общественных инициатив и движений на основе вышеназванных принципов и основных положений. Объединение – деятельное в целях синхронизации и координации усилий в создании и реализации общественно значимых стратегий и программ развития как территорий, так и системных проектов;

4. незамедлительное формирование и развитие системы Институтов Общественного Развития (общественный центр информации, общественный контроль, институт социального заказчика, центр социальной экспертизы, общественный центр регионального развития, …..), деятельность которых так же синхронизируется для достижения целей, сформулированных и поставленных концептуальным и методологическим центрами, органами координации выполнения, для реализации общественно значимых программ и проектов развития, принятия необходимых законодательных решений;

5. последовательное формирование механизмов личной ответственности лиц, принимающих решения, которые уже сегодня требуется реализовывать на основе инструментария общественного контроля;

6. трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление доходов на финансирование государственных инвестиций, основываясь на инструментарии социальной экспертизы решений законодателей и общественного обсуждения (в некоторых случаях использование и инструментария общенародного референдума);

7. создание единых хозяйственных и социальных моделей и программ самодостаточного развития поселений на основе немонетарных систем взаимодействия экономических субъектов, формирования ключевой компетенции, межотраслевой и межрегиональной кооперации, системы единого фондирования. Интеграция программ развития поселений в программу развития субъекта федерации на единой методологической основе;

8. общественный контроль (есть такой общественный институт развития) над федеральными стройками, национальными проектами, социально значимыми проектами и программами, центральным банком, деятельностью торговых сетей;

9. создание замкнутых цепочек технологических переделов в производстве продукции для населения, формирование самодостаточных межотраслевых комплексов позволяет в кратчайшие сроки (без существенных капитальных вложений) оптимизировать цены на жизненно важную продукции, сделать её полезно для здоровья и доступной для населения;

10. интеграция систем производства, хранения, глубокой переработки, логистических решений, торговых технологий, межрегиональной кооперации для обеспечения продовольственной безопасности населения региона. Общественный контроль за качеством продуктов питания на прилавках торговых сетей со свободным доступом региональных и национальных производителей продукции. Запуск интегрированных решений в первую очередь для социальных сфер региона;

11. формирование сквозных информационных и коммуникационных общественных институтов развития, обеспечивающих распространение правдивой информации, исключающих манипулирование общественным мнением и сознанием людей;

12. создание общественных фондов развития региона, консолидация источников финансирования (включая ресурсы федеральных и отраслевых программ и фондов развития) выпуск локальных финансов, расшивка неплатежей и снижение долговой нагрузки регионального бюджета, организаций, предприятий и населения. Обеспечение экономической и финансовой безопасности региона.

Подняться над групповыми интересами, объединить усилия по преобразованию России, создать и принять правила принятия стратегических и управленческих решений – основная задача сегодняшнего дня. Способность к таким усилиям – лучший индикатор способности общественных и политических сил, отраслевых и региональных сообществ к созиданию, сотворчеству во имя нашего Отечества и его будущего.

Автор: Сергей Нехаев (NekhaevSA@mail.ru)

Смена парадигмы общественного развития, попытки осознания правил мирового порядка и принятия стратегических решений – закономерные процессы в кардинальной трансформации моделей...-2