Конфликт цивилизаций

В рамках «микроскопического» подхода к описанию исторических процессов рассматриваются особенности формирования систем нравственности, порожденные тремя христианскими цивилизациями

«Микроскопический» подход к описанию исторических процессов

В основе всех жизненных и исторических процессов в человеческих сообществах лежат правила взаимодействия между людьми. Всё происходящее в жизни сообществ является следствием этих правил. Человеческое сообщество можно представить как огромное число однотипных элементов, взаимодействующих между собой по определенным правилам. Такая ситуация в физике называется проблема многих тел. Существуют два подхода к описанию много частичных систем – феноменологический и микроскопический. При феноменологическом описании система рассматривается как самостоятельный объект с определенными свойствами. Микроскопическое описание много частичной системы начинается с определения правил взаимодействия между частицами. Например, в случае модели идеального газа задают массу отдельной частицы, её среднюю скорость, длину свободного пробега,  и после вычислений получают и температуру, и давление газа как функции параметров частицы.  Такой же «микроскопический» подход может быть применен и к описанию человеческих сообществ [1,2].

Прежде всего, рассмотрим технологию обработки   информации  в голове человека.

«Процесс мышления человека разделяется на три этапа:

мозг человека строит модель ситуации;

затем проводит логический анализ модели;

делает выводы и отдает команды остальным органам тела.

Логический анализ и физиологическая реакция на команды мозга у людей практически одинаковы. Но в общей оценке ситуации могут возникать различия между отдельными людьми, между людьми разного пола, разных социальных групп, разных народов. Появление этих различий происходит, прежде всего, на этапе построения модели ситуации» [3].

Модель конкретной жизненной  ситуации строится на основе возникающих обстоятельств и ещё целого набора дополнительных представлений, понятий, установок, инстинктов, которые даже отчетливо не осознаются, а включаются в работу по построению модели на уровне подсознания. Это своего рода рефлексивные элементы сознания, т. е. непререкаемые истины, которые автоматически входят в поток наших рассуждений. Простейшими примерами рефлексивных элементов сознания могут служить народные приметы («бойся черной кошки, перебегающей тебе дорогу»).

Элементы рефлексивного характера входят практически во все ситуационные модели людей и играют важнейшую роль в их структуре. Несовпадение таких элементов у разных людей приводит к несовпадающим моделям ситуации и, порой, к жестким конфликтам.

Рефлексивные элементы сознания, связанные с общественной жизнью человека, можно назвать константами локального взаимодействия людей, так как они жестко зафиксированы в мозге человека на уровне рефлексов (константы) и существенно влияют на все поведение человека, т.е. на его локальные взаимодействия с другими людьми.

Важную роль в процессе формирования рефлексивных элементов сознания играет механизм импринтинга – запечатление информации по первому конкретному восприятию, когда информация запоминается мгновенно и сохраняется на всю жизнь. При рождении ребенка это главный механизм поступления содержательной информации на фоне генетически унаследованных инстинктов. Молодые особи  приобретают базовые механизмы выживания и воспроизведения потомства, запоминая окружающие их объекты. Информация буквально впечатывается в мозг и в дальнейшем проявляется на уровне инстинктов.  Особенности поведения, зафиксированные в процессе импринтинга, сложно контролировать и практически невозможно изменить [4]. В истории описаны десятки случаев существования человеческих детёнышей внутри стаи диких животных. Это чистый эксперимент по импринтингу. Все эти маугли передвигались на четвереньках, имели обостренный слух и обоняние, но научиться разговорной речи не сумели, дожив среди людей до 30 и даже до 40 лет. Пример. Дина Саничар был пойман в индийских джунглях в 1872 году и с трудом научился ходить на двух ногах [5].  Первый жизненный опыт жестко фиксируется в сознании человека и формирует наборы непререкаемых истин.

По мере роста ребенка накопление содержательной информации в его голове происходит также  через процесс обучения, усвоение традиций,  подражания. Специалисты отмечают, что к 14 летнему возрасту человека значимость механизма импринтинга существенно снижается. Уже накоплен значительный объем информации, ребенок переходит в подростковый возраст. Начинаются бесконечные конфликты с родителями. Теперь отпрыск пытается формировать собственное мнение обо всем происходящем и старается его отстаивать. Если на первом этапе жизни непререкаемые истины могут быть достаточно простыми, то в подростковом возрасте рефлексивные элементы сознания возникают как результат первого опыта осмысления достаточно сложных ситуаций. При их формировании важнейшую роль играют система образования, условия жизни, влияние ближайшего окружения человека. Новые базовые понятия будут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь.

Константы локального взаимодействия людей

Рефлексивные элементы сознания, связанные с общественной жизнью человека, формируются  жизненной  практикой и материальными условиями  существования человек. В течении столетий во вновь возникавших сообществах правила межличностного взаимодействия вырабатывались постепенно и  накладывали на людей существенные ограничения. Люди на практике убеждались  в том, что соблюдение таких правил увеличивает вероятность их выживания. Наборы нравственных правил  разных  сообществ могут иметь некоторые отличия, но в пределах одного сообщества формируется однотипное восприятие действительности со своим набором констант локального взаимодействия. Отсюда возникает понятие цивилизация  – это крупное сообщество людей, у которых  совпадают наиболее важные рефлексивные элементы сознания, определяющие общий стиль их поведения. Набор действующих в крупных сообществах людей базовых правил восприятия жизни и поведения принято обозначать термином цивилизационная матрица.

Современная наука выделяет в мире восемь цивилизаций: Западная, Конфуцианская, Японская, Ислам, Хинду, Славянская ортодоксальная, Латиноамериканская и Африканская. Каждая цивилизация – система нравственных ценностей, часто символизированных религией. Это центральная сила, которая мобилизует и мотивирует людей [6].

Каждый человек живет в состоянии внутреннего конфликта. С одной стороны он индивидуальность со своим набором личных интересов, с другой стороны, имеются специфические интересы коллектива, в рамках которого он существует. Человеку постоянно приходится делать выбор между этими, не всегда совпадающими интересами, и формировать свой уровень эгоистичности.

Каждый из нас – это сочетание  индивидуалиста и коллективиста. Важна пропорция между этими крайностями, и степень эгоизма человека можно численно оценить с помощью соответствующего теста. Тест должен включать набор описаний сложных жизненных ситуаций, и для каждой из них предлагать по несколько вариантов решений двух типов, с уклоном   в сторону личных и в сторону общинных интересов. Отношение числа ответов индивидуалистической направленности к числу вопросов даст численную оценку статистического коэффициента эгоистичности  К  для тестируемого человека, где К меняется в пределах от 0 до 1.

В рамках каждого человеческого сообщества вырабатывается среднестатистическое значение уровня эгоистичности людей с преобладанием  индивидуалистической или коллективистской направленности. Это важнейшие характеристики цивилизации. Между  цивилизациями таких разных типов всегда возникают острейшие конфликты, так как они живут по принципиально разным правилам – агрессия против доброжелательного сосуществования [2].

Проблема двойственной природы человека широко обсуждалась в конфуцианской философии древнего Китая. Синонимами понятий коллективист и индивидуалист являются понятия справедливость и выгода.

«Любовь к справедливости и выгоде – то, что люди имеют в парном сочетании. Даже императоры Яо и Шунь не в состоянии были уничтожить желание выгоды у простолюдина, однако они оказались в состоянии сделать так, чтобы его желание выгоды не победило его любви к справедливости. Даже императоры Цзе и Чжоу не в состоянии были уничтожить любовь простолюдина к справедливости, однако они оказались в состоянии сделать так, чтобы его любовь к справедливости не одержала вверх над его желанием выгоды. Поэтому, если справедливость одержала верх над выгодой, то это век устроения; если выгода победила справедливость, то это век смуты. Когда высший считает важной справедливость, то справедливость побеждает выгоду; когда  высший считает важной выгоду, то выгода побеждает справедливость»  [7, c.63].

Исторический опыт показывает, что оба состояния человеческого сообщества век устроения и век хаоса неустойчивы. Они периодически переходят друг в друга, как своего рода «исторический маятник», или сообщество вообще исчезает.

Христианские цивилизации

«Христианство – религия, парадоксальным образом распространившаяся на огромном пространстве и повлиявшая на весь ход мировой истории». По ходу своего становления христианство породило три направления: ортодоксальное христианство, католицизм, протестантизм. Это три принципиально разные цивилизации. Они связанны с именем Иисуса Христа и находятся в острых конфликтных отношениях между собой.

Ядром культуры в человеческом  сообществе является религия, внедряющая систему человеческих норм и ценностей. Для того что бы объединить под своей эгидой большие территории с неоднородным населением религия должна предлагать универсальный сверхчеловеческий порядок, истинный для всех и всегда. Её система норм и ценностей должна  заявлять, что в её основе лежат сверхчеловеческие законы, а не человеческие решения, [8,с.258].

Нравственная система христиан начала формироваться, прежде всего, с понятия сострадания. Если Аристотель в «Поэтике» писал, что сострадание бывает лишь к незаслуженно страдающему, то первые христиане принимали к себе всех «страждущих» независимо от причин, вызывающих страдание [9,с.86]. Это давало мощный стимул для привлечения к христианам всех обиженных жизнью, к тому же христиане верили в скорое появление спасителя.  Сострадание, милосердие,  стремление к справедливости, активная поддержка ближних,  все это формировало коллективистский характер жизни христианской общины и определяло цивилизационную матрицу христиан. Христианство провозгласило духовное равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению жесткой формы рабства, уменьшению межнациональной конфликтности.

Фактически христианство ставило перед каждым человеком глобальную задачу – через собственное нравственное совершенствование прийти к  гармоничному и справедливому миру. Теперь борьба  христианина с собственной греховностью становится стержнем человеческой жизни. Пошел процесс широкого  и  глубокого единение народа на основе новой универсальной нравственной системы, что стало готовить его к переходу в век  устроения.

Окончательное становление Христианства в Византии произошло при императоре Юстиниане (527 – 565). Были законодательно и повсеместно утверждены главные церковные праздники. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения.  С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений, с тех пор, прочно вошедших в церковную жизнь: оформление церковного права,   окончательная формула устройства Вселенской Церкви, обязательное безбрачие архиереев, церковное летоисчисление, торжество синовиальной  формы монашеств, учреждение  Вселенских соборов [2]. Сформировалась новая религия на универсальной базовой основе – сострадание, что порождало предельно высокий уровень дружелюбия между людьми. Последовавшие затем попытки её модернизации превращали  религию просто в систему отдельных традиций или верований и снижали уровень дружественности в обществе.

Христианские принципы, на которых была построена жизнь Византии, оказались чрезвычайно успешными,  в стране наступил век устроения.

Из истории Китая известно, что век устроения и век хаоса постоянно сменяли друг друга с периодичностью 150 – 200 лет.  И понятно почему. Тотальная погоня за прибылью в век смуты приводила, в конце концов, к очень высокому уровню социальной несправедливости в обществе, его ослаблению, восстанию обиженных. Доведенное до крайнего упадка сообщество либо поглощалось соседями, либо  в силу определенных обстоятельств переформатировалось,  поднимало уровень сплоченности людей и переходило в век устроения. Для Китая таким обстоятельством часто выступала необходимость строительства крупных ирригационных сооружений.  Век устроения снимает большую часть внутренних межличностных конфликтов в обществе, стабилизирует его жизнь, порождает мощную консолидацию сил общества и нацеливает его на решение глобальных задач.

Однако век устроения обладает внутренней неустойчивостью, его существование в огромной степени зависит от позиции правящей элиты.  Правящая элита это та часть сообщества, которая организационно обеспечивает соблюдение общинных интересов. Она контролирует распределение материальных благ, и  в её среде может возобладать искушение к личной выгоде, что затем распространиться на всё сообщество и переведет его в век хаоса. Произойдет движение «исторического маятника» от одного принципа организации общества к другому [2]. Пример Византии это наглядно показывает.

По своей организации Византия жестко централизованное бюрократическое государство с тысячелетней историей.  Но вот в обществе появилась идея  заменить существующую организацию управления на более гибкую, и уменьшить роль государства. Так и поступили. Часть государственных функций передали группе лиц,  и началось укрепление олигархов.   Они боролись за свои личные интересы и активно разваливали государство вплоть до его полного  уничтожения. Олигархи не дали денег даже на последнюю оборону столицы. Султан Мехмет, захвативший Константинополь,  спросил олигархов, почему они так поступили. В ответ услышал, что деньги предназначались для его Величества. Султан, почему то не любил предателей и всем им отрубил  головы. Олигархов, убежавших за границу, там полностью и ограбили [10].

Варвары

Ближайшими соседями Византии были племена варваров, которые многие годы успешно воевали с Римской империей. Основным способом существования варваров был примитивный разбой. Их крупные города вмещали не более  10 т. жителей. Племена находились в состоянии постоянной вражды друг с другом. В эпоху Великого переселения народов Западная Европа была просто залита кровью. Преобладающий нравственный принцип этого времени – каждый сам за себя: чужая человеческая жизнь мало ценилась, высокий уровень агрессивности среди людей,  жесткое преобладание личных интересов, т.е. все признаки века хаоса на огромной территории.

В VI в. среди общинно-племенных союзов стали возникать достаточно крупные варварские королевства (вестготы, остготы, франки, англосаксы), но они были непрочными и поэтому недолговечными. Основа экономики – сельское хозяйство, на своих участках  люди производили продукты исключительно для собственного потребления вплоть до XVI века. Внутренние рыночные отношения были в зачаточном состоянии.  Люди кормились от своих земельных участков, и в существенной мере вели обособленный образ жизни. Формирование королевств в среде язычников требовало введение общей религии. Пример процветающей Византии наглядно показывал, что переход к христианскому пониманию жизни может существенно улучшить её качество. Так основатель Франкского государства  король Хлодвиг (481 — 511гг.) в конце V века по примеру Византии пытался проводить крещение населения своей  страны, но только три столетия спустя массовый процесс крещения Франков удалось организовать Карлу Великому. После удачного похода в страну аваров  ок. 800 г., на награбленные 7 тонн золота на подвластных ему территориях начали целенаправленно учреждать епископства, строить церкви, приглашать миссионеров священников из Византии.  Была сделана попытка построить  культурный, образовательный центр в Ахене, но  к середине IX в. эта огромная империя  распалась.

Помимо насильственного механизма внедрения христианства существует также  стихийный механизм. Дело в том, что у людей имеется сильный внутренний  мотив для активного восприятия христианства. Для каждого человека очень высока ценность его собственной жизни и человека пугает перспектива смерти. В ответ на эти проблемы христианство дарит надежду на спасение и вечное царство небесное при очень простом условии, выполнение которого зависит только от самого человека  – соблюдение определенных нравственных правил. Часть  людей, озабоченных идеей своего спасения уходили в отшельники, давали обет праведный  жизни. Постепенно и повсеместно шел процесс зарождения монашеских общин, строительство монастырей, которые становились активными центрами дальнейшего распространения христианства [2].

Но распространение христианства теперь  происходило в среде чуждой коллективистскому восприятию жизни. Воинственный уклад жизни варваров сформировал специфическую цивилизационную матрицу: жесткий приоритет личных интересов, чужая человеческая жизнь ничего не стоит. Четко выраженное индивидуалистическое начало жизни.

Индивидуализм, т.е. осознание своей обособленности в чрезмерной степени, приводит к реализации принципа «каждый сам за себя», что неизбежно порождает высокую конфликтность и высокий уровень агрессивности людей. Главное содержание человеческой деятельности в такой среде – активное участие в жесткой конкурентной борьбе. Кто сильней – тот и прав; пусть проигравший плачет – базовый принцип жизни любого сообщества индивидуалистов, усвоенный на уровне рефлекса. Главная направленность действий индивидуалиста – это достижение предельно высокого уровня личного потребления  всяких материальных благ и власти [2].

Приход в такую среду христианского  коллективистского начала означал напряженную борьбу антиподов  –  сострадание против полного неуважения к чужой жизни.  Каждый человек теперь становился носителем этих противоречивых начал и лично для себя должен был решать конфликт между ними. В физике есть понятие «смешанное состояние», когда при проведении испытания объект обнаруживают с некоторой вероятностью в одном из двух состояний. Так и в среде варваров одновременно стали наблюдаться проявления христианского коллективистского начала и жесткого индивидуализма. Возникли как бы два противоборствующих идейных течения. Христианское начало давало движение к активному восприятию общей культуры предшествующих эпох и его дальнейшему развитию, а жесткий индивидуализм приводил к повышенному уровню агрессивности в жизни общества. Произошел уход от универсального ортодоксального христианства к принципиально новой религиозной системе, где понятие сострадания было отодвинуто уже на второй план, а приоритет личных интересов продолжал играть важнейшую роль в жизни большинства населения. Официальное разделение церквей на Западную и Восточную произошло в 1054 году.

Католики

На начальном этапе зарождения католичества среди глав поселковых христианских общин сразу же возникла острая конкурентная борьба за  лидерство и возвышение собственной значимости. В конечном итоге победил епископ Римской общины и был введен новый принцип единства Церкви. Она стала называться всеобщей (католической) с единым главой – Папой Римским, мнение которого по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым». Сложилась своего рода мешанина из двух жизненных принципов. Идея насильственного внедрения христианства среди соседних племен и народов стала на Западе  поводом для бесконечных завоевательных походов в течении многих столетий и одновременно считалась чрезвычайно важным богоугодным делом. Повышенная агрессивность проявляла себя в ходе непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков.

«Запад варварский стал западом европейским только после ограбления в 1204 году Константинополя  и поглощения несметных богатств Византии».

«В течение  50 лет из Константинополя непрерывно вывозились сокровища. Только драгоценных монет было вывезено сотни тонн. В этот период годовой бюджет самых богатых стран Европы составлял не более 2 тонн золота. Вывозились драгоценности, произведения искусств. До сих пор музеи Европы ломятся от награбленных сокровищ, Именно нахлынувшие в Европу богатства позволили создать первые европейские банки. Так зарождался капитализм, с его неуёмной жаждой наживы, которая является генетическим продолжением азарта военного грабежа. Поток денег дал мощный толчок в развитии европейских городов, ремесел» [10].

В среде горожан индивидуалистический стиль жизни также активно проявил себя. Появившиеся в стране денежные средства, новые технологии и расширение запросов населения активно создавало «деловых людей», поддерживала высокий уровень деловой активности. Были достигнуты существенные успехи  в области архитектуры, живописи, музыки и усвоении различных наук. Шел процесс строительства церковных комплексов высокого художественного уровня, обустройства и расширения городов. Повышенные темпы развития проявлялись  в самых разных областях человеческой деятельности. Тезис «конкуренция – двигатель прогресса» оправдывал себя, но все это происходило при чрезвычайно возросшем уровне эксплуатации людей и сопровождалось морем пролитой крови.

Приоритет личных интересов в среде варваров приводил к тому, что соблюдение государственных интересов властям приходилось добиваться жесткими методами, на основе воспитания законопослушности. «Из столетия в столетие европейцев вешали, казнили десятками, сотнями разнообразнейших, публичных способов, пороли, рубили пальцы, руки, ноги, клеймили за самые малейшие преступления». Попытки совмещения коллективистских и личностных принципов жизни  породили на Западе жесткую регламентацию всех правил общения людей. Из дилеммы – жить по закону или по христианским  понятиям – был четко выбран формализованный закон. При этом  Папа Римский и сейчас декларирует, что главная задача церкви – забота о неимущих,  страдающих,  и выступает в  поддержку семейных ценностей. Общий результат модернизации, проведенной католиками это  переход к гибридному состоянию  –  христианское сострадание с уклоном в индивидуализм.

Протестанты

Процесс модернизации исходной формы  христианства продолжался. Церковь управляла умами людей, земная жизнь которых  рассматривалась с позиции подготовки к загробной жизни. Однако приоритет личностных интересов в жизни западноевропейцев сохранял существенные позиции, что привело в XIV веке к зарождению гуманизма. Идеал средневекового монаха-аскета больше не удовлетворял активную предприимчивую часть европейского общества. Гуманистов привлекал, прежде всего, человек и его дела, религиозный отказ от радостей жизни сменился живым интересом к миру. Теперь  целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью. Человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет» провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико Делла Мирандола. Гуманизм в философии это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями. Личность человека провозглашается самоценной. Идеи гуманизма раскрепощали человеческую личность от духовной власти католической церкви, способствовали идейному и  культурному развитию Европы, но они содержат глубокие внутренние противоречия. Безграничность в свободе и желаниях отдельной личности не могут,  не отразится на других людях. «Для удовлетворения желаний одного человека может не хватить всех богатств Сибири».

Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам.  Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами, т.е. провозглашалось полное  торжество крайнего индивидуализма, и давалась  установка на  век хаоса в Западной и Центральной Европе. В очередной раз произошло колебание «исторического маятника» [2].

Дальнейшее усиление индивидуалистического начала в обществе привело к Реформации в XVI и XVII веках. Протестанты объявили о необходимости провести очистку христианства от ненужных наслоений. Божественность Христа и Евангелие милосердия и любви они признавали, но полагали, что Господь открыл врата Рая перед всеми, кто исповедует веру в Христа. Католики считали веру необходимой, но недостаточной. Чтобы заслужить рай, христиане должны также участвовать в церковных обрядах и делать добрые дела [8, с.265]. Сострадание и милосердие к ближним, т.е. суть христианства, у протестантов становились ненужными, провозглашался принцип – каждый человек сам кузнец своего счастья. Были отринуты практически все таинства, кроме крещения. Протестанты отказались от почитания икон, святых, мощей, и молитв за умерших, отбросили все канонические тексты Церкви, оставив себе только Библию. На первое место вышла агрессивность древних германских племен, слегка припудренная пустыми разговорами о нравственности и правах человека. Шел процесс ужесточения правил конкурентной борьбы, активный переход к фашизму. Исходная идея фашизма очень проста  –  физическое уничтожение конкурентов допустимо. «Результат – процветание современной Германии. Появление Гитлера и его людоедской идеологии было возможно только в протестантской среде, отменяющей всеобъемлющее сострадание ортодоксов».  Англосаксы ведут непрерывную борьбу за мировое господство, возводят в Абсолют  права личности, разрушают основы традиционной семьи, главной школы коллективистского восприятия  жизни людьми, и в этом вопросе активно борются против католиков.

Переселившиеся из Европы  в Америку протестанты организовали геноцид индейских племен  и огромную по своим масштабам работорговлю. За все время существования США  только два раза её возглавляли президенты католики. Лидерство США  в последние десятилетия произвели мощное разрушительное воздействие на все страны мира, век полного хаоса восторжествовал на планете.

Проблемы эгоизма

Обратимся к теории вероятностей. Степень эгоистичности людей возможна в широких пределах, и поэтому персональные коэффициенты эгоистичности людей, входящих в любое сообщество, образуют систему случайных величин с некоторым распределением, среднестатистическим значением Кср и медианой Км. Коэффициент Кср будет показывать, насколько часто используется индивидуалистическая  модель поведения среди членов этого сообщества. Он будет отражать общий  стиль поведения людей, оценивать степень их сплоченности. Случай Кср < ½ соответствует приоритету коллективистских интересов в обществе и тогда в нем   возможен один из вариантов века устроения. При  Кср > ½ преобладает приоритет личностных интересов и в обществе торжествует век смуты.

Уровень эгоистичности каждого человека формируется под влиянием множества самых различных бытовых обстоятельств. Согласно  центральной предельной теореме  при таком способе формирования случайной величины распределение для коэффициентов эгоистичности  К  должно быть близко к нормальному. Это означает, что на интервале  [0, 1] плотность распределения вероятности имеет куполообразную кривую нормального распределения   f(x) = С . Здесь m – точка максимума, т.е. ось симметрии и математическое ожидание M(X) = m.  – расстояние от этой оси до точки перегиба или среднеквадратичное отклонение. Константа  С  определяется из условия нормировки площади фигуры на 1.

Переменную К на участке [0, 1] точками  хn = n/10 разделим на 10 интервалов и непрерывную кривую заменим на ступенчатую фигуру — гистограмму. В случае  m = ½ ,  = 0,12  имеем

Конфликт цивилизаций

Каждому интервалу присваивается социальный номер             n = 1,2,…,10.  С ростом  n  происходит увеличение К, т.е. возрастание уровня эгоистичности. Попытаемся за каждым интервалом закрепить конкретный поведенческий тип человека. Тогда высоты прямоугольников определят ту часть сообщества, которая относится к соответствующему поведенческому типу человека. Это позволяет построить развёрнутую картину особенностей поведения людей в рассматриваемом сообществе.

Попытаемся наметить последовательность поведенческих типов людей. Главная задача верховной власти государства –  исключить активное самоуничтожение людей, путем установления правил  поведения и системы, репрессивных мер. Таким образом, власть утверждает жесткий приоритет коллективистского начала жизни, и отношение к власти со стороны каждого человека указывает на степень его приверженности этим коллективистским началам.  Одни люди могут демонстрировать полную поддержку властям, у других сам факт существования органов власти  может вызывать крайнее раздражение.  Поведенческий тип человека достаточно точно отражает  уровень  его эгоистичности.

Понятие свобода (либерия)  часто трактуется,  как возможность выхода  человека  из–под  контроля  власти.  К социальной группе  №10  на гистограмме,  несомненно, относятся представители уголовного мира, живущие  по правилам «воров в законе» и демонстративно отрицающие  правовые нормы государства.  Имеются группы людей, которых в крайнее раздражение приводит даже форма милицейских работников. Существует еще множество вариантов неприятия действий властей.  Как отмечал Б.Н. Чичерин [11], так называемые «уличные либералы» являются большими любителями протестных уличных мероприятий,  потасовок с полицией, и их можно отнести к одной из последних социальных групп  гистограммы. Следующий уровень неприятия власти демонстрируют «оппозиционные либералы», которые сплоченно, политически организовано борются против любой существующей в данный момент верховной власти. Их успех, неожиданно для них самих, погружает страну в состояние полной анархии, пример тому Февральская революция в России и события 90-х годов.  На приоритете личностного начала настаивает всё либеральное движение.  «Либерал проповедует благотворность свободы личности без оглядки на общество». В рамках рыночной экономики очень популярен лозунг Адама Смита «полная свобода частному предпринимательству». В  сообществе предпринимателей  эти установки  приводят  к активной погоне за личной выгодой и повышенному уровню эгоистичности.  В среде богемной творческой интеллигенции важным моментом является самовыражение своей индивидуальности, самолюбование и это тоже повышает их эгоистичность. Все эти психотипы относятся  к социальным группам  № 6 – 10 гистограммы,  и демонстрируют  приверженность к жесткому индивидуализму.  Социальной  группе  № 5 соответствуют люди со сбалансированным отношением к личным и общинным интересам.  Дальнейшее понижение номера социальной группы указывает на возрастание ответственности людей при решении общинных задач. К социальной группе №1 относятся люди, осознанно отдавшие свою жизнь во имя всеобщего блага, история знает множество примеров такого рода. Необходимая универсальная последовательность поведенческих типов людей с возрастающей эгоистичностью ещё требует детальной проработки.

В среде православных христиан, с их базовой установкой на сострадание  и повышенный  уровень  дружелюбия,  математическое ожидание коэффициента эгоистичности  К  имеет значение близкое к m = 0,4 < ½.  У католиков, признающих сострадание с уклоном в индивидуализм,  уровень эгоистичности ощутимо возрастает  и   m = 0,6 >½.   У англосаксов, отринувших понятие сострадание, m = 0,8 >½.  Соответствующие гистограммы при   = 0,12  имеют вид:

Конфликт цивилизаций

Таблица процентного  распределения социальных групп среди населения, относящегося к трем христианскими цивилизациями:

Конфликт цивилизаций

Отметим, что показатели социальной группы №5 у православных и католиков совпадают. В России постоянно ведется спор между западниками и славянофилами. Западники это люди с повышенным уровнем приоритета личностного начала, высоким значением коэффициента эгоистичности К (социальная группа №6). Жизненные установки Запада близки им, и поэтому они рекламируют их в качестве образца и стараются, по возможности, переселятся туда. Из таблицы следует, что доля западников в среде православных составляет около 8%.

Заключение

Противоречия между личными и общинными интересами лежат в природе человека. Именно они определяют все многообразие мировой истории, и приводят к колебаниям «исторического маятника».  В пределах отдельного сообщества век устроения делает попытку перевести его в режим всеобщей справедливости, но это неустойчивое состояние. Активные и агрессивные носители личных интересов размывают такую идеологию и на первое место выдвигают свои интересы, нацеленные на максимальное потребление материальных благ и власти. Они прославляют право сильного,  ведут предельно агрессивную политику, допускающую физическое уничтожение конкурентов [2].

Россия была и остаётся носителем коллективистского восприятия жизни на уровне рефлексивных элементов сознания своего населения. Базовые, семейные принципы жизни у нашего народа лежат в основе восприятия жизни общественной и главное среди них –  дружелюбие [2]. И когда коллективисты общаются  с представителями индивидуалистического Запада, то видят не их стремление всё и вся присвоить себе, а своё собственное отражение и пытаются говорить с ними на человеческом языке.  В результате «коллективистов подводит их дружелюбие, направленное в сторону агрессоров». В 90-е гг. в стране преобладало настроение на доброжелательное сближение с Западом и понимание того, что доброжелательные к нам соседи, без сомнения,  помогут решить нам мучающие нас  проблемы. Однако индивидуалистический Запад ответил: а, конкуренты, сдаетесь.

«Мстительная ненависть Запада к Византии, и к её приемникам, совершенно необъяснима даже для них самих. Она закрепилась, на каком — то глубочайшем генетическом уровне и продолжается до сих пор. Без понимания этого поразительного, но несомненного факта мы рискуем много не понять в истории и нашего века» [10].

Каждая цивилизация вырабатывает специфический способ мышления людей. Англосаксы отличаются четким рациональным мышлением в рамках своей агрессивной деятельности, но у них возникает проблема недопонимания многих поступков коллективистов. Это вызывает их раздражение и отрицание всего «Русского мира».

Ещё Тютчев отмечал: «Самим фактом своего существования, Россия отрицает будущее Запада». Коллективистское начало, широко демонстрируемое Россией в мировой политике, неизбежно приводит к ослаблению позиции жесткого  индивидуализма в рамках всего мира. Поэтому воинственный Запад постоянно  декларирует Россию как врага  №1.  Конфликт продолжается более 500 лет. Для Запада самым весомым аргументом всегда была сила, и теперь наступает момент, когда позиции Запада в мире начинают существенно ослабевать.  Для всей планеты начинается движение «исторического маятника» в сторону века устроения.

Автор: Марат Желифонов