Точка опоры

Поиски духовной опоры приводят человека к очень разным результатам. Одни приходят к убеждению, что в жизни нет иной опоры, нежели собственные силы. Другие находят утешение в друзьях, в детях, в работе всепоглощающей. И только мудрые знают, что все эти точки опоры для духа — видимые проявления незримого оплота, небесной твердыни. Её лучистая природа — самое прочное основание для души, ибо и душа в основе своей так же лучиста.
Видим, как растерянно человечество, как ищет опоры и не уверено, что такие личные, «частные» вещи, как любовь к детям, могут быть надёжным основанием для спокойствия. Утешение, находимое в таких интимных чувствах, как любовь и вдохновение, дружеское расположение, кажется людям не то чтобы недостаточным, но каким-то узким, не универсально-всечеловеческим. Именно интимное всепоглощающее чувство только и может быть самой надёжной опорой духа в мире зла и страданий. Нет никакой иной всеобъемлющей идеи, способной утешить и укрепить человека. Человечество столь неоднородно, что то, что утешит одних, раздражит других и, напротив, выбьет у них из-под ног опору. Только то, что свойственно каждому — умение любить и сосредотачиваться на деле, способно дать покой душе. Ибо, обретя его, она согласуется с Мирозданием, где гармоничное развитие — основа его бытия.
Потребность в точке опоры естественна, и она удовлетворена может быть лишь на частном уровне. Ибо чувства подобные — самое универсальное, что только существует в Мироздании.