Отправная точка

Послания президента Федеральному собранию давно стали важной частью отечественной политической традиции. Они выполняют не столько роль диалога главы государства и парламента в контексте проектирования законотворческой деятельности, а скорее функцию политической инициализации, системного политического стратегирования.
И хотя послания, говоря строго юридическим языком, нормативно-правовыми актами не являются, они задают контур важнейших целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
В отдельные годы они были посвящены самым разным темам — вопросам укрепления государства, разделения полномочий между центром и регионами, борьбы с коррупцией, теме «национализации элит», демографии, всем аспектам социальной политики, налоговой системе и экономике, военному строительству, развитию гражданского общества и многим другим направлениям.
Послание 2023 года станет 28-м в политической истории России и, пожалуй, самым ожидаемым, а также, возможно, самым системообразующим, если такой термин применим к данному формату. Причин для этого несколько.
Во-первых, определенную интригу создает факт того, что в 2022-м послания президента не было, и это дало пищу многочисленным конспирологическим изысканиям диванных аналитиков, которые перечитывали нормы Конституции, указы и правила, пытаясь уличить главу государства в нарушении законодательства. Однако такие «исследования» не заканчивались ничем.
На самом деле дата послания за последние годы менялась неоднократно. Владимир Путин впервые выступил перед депутатами и сенаторами в июле 2000-го, а с 2001 по 2007 годы он зачитывал послание в апреле-мае. После переизбрания в 2012-м на какое-то время традиционным сроком стал декабрь. Однако в конце 2017 года послание президента было перенесено и состоялось 1 марта 2018-го. А в 2019 году оно было оглашено 20 февраля.
Жестких обязательных требований нет и к формату оглашения послания. При этом в ходе увлекательной дискуссии о сроках и датах многие забыли, что политическое стратегирование — а послание выполняет именно такую роль — уместно не «по будильнику», а тогда, когда президент сочтет это уместным. Проще говоря, «дорого яичко ко Христову дню», а не просто по графику.
Сейчас такой момент, по мнению президента, настал. Так что давайте доверимся политическому чутью и чувству момента Владимира Путина — они его никогда не подводили. Тем более это — его послание и когда с ним выступать, решает только он.
Во-вторых, предстоящее послание прозвучит в уникальной политической ситуации. Ни одно из предшествующих выступлений не приходилось на столь сложный и отчасти драматический период в жизни страны и не были столь важны для России и для мира в целом.
Это послание, как мне кажется, будет отражать взгляды президента на новую систему мироустройства, которая, по сути, начала формироваться одновременно с началом специальной военной операции. Поэтому главным лейтмотивом послания-2023 безусловно будет СВО, Украина, бывшие друзья, будущие партнеры и видение того, как будет жить мир после.
Еще одна тема, которую президент, скорее всего, сделает сквозной — вопросы суверенизации: Россия больше никогда не позволит себе зависеть от тех, кто может в любой момент предать, обмануть, отнять, напасть своими или чужими руками. Возможно, речь пойдет в целом о проблемах технологической, финансовой, ментально-нравственной самостоятельности, а возможно — и в пакете с конкретными шагами в приоритетных отраслях. Отдельной строкой, скорее всего, будут затронуты вопросы вооруженных сил и военного строительства.
И последним, важнейшим блоком послания, по моему мнению, может стать попытка найти ответы на вопрос — какой образ будущего нас ждет, как мы будем жить.
Всё это делает послание 2023 года, на мой взгляд, уникальным. И адресовано оно будет и политическому классу, и широкой общественности, и каждому гражданину, и мировым элитам.Это послание станет, пожалуй, отправной точкой построения новой России, которая может и должна опираться только на свои силы и на свой народ.
ОЦИ, Константин Костин