Теория гармоничного развития

По работам А. Ольшанского, П. Сергиенко, А. Стахова.

В работе рассмотрены элементы теории Гармоничного развития и теории Глобальной Эволюции материи во Вселенной. В основу положены работы Стахова, Сергиенко, Ольшанского и автора. Цель – показать непротиворечивость данных теорий и соответствие их принципу дополнительности. В работах указанных авторов много рациональных “зёрен”, которые пока не находят должного применения. Не покорение природы, а открытие её непотаённой сути, “приятие” её является основой истинно человеческой установки (М. Хайдеггер). Наша беда в том, что мы изучаем и покоряем природу, не осознавая, что мы – её Часть. Причём не просто часть, а квинтэссенция истинного Бытия, его мыслящая Сущность, которая способна рассуждать о Бытии. Часть не может развиваться в дисгармонии с Целым. Понимание этой целостности и является сутью новой философии, о которой говорит А. Ольшанский. Этим и объясняется интерес к Теории Гармоничного Развития общества.

Оглавление.

Введение.

Часть 1.

  1. Бытие и Небытие с позиций современной Физической Картины Мира.
  2. Глобальный Эволюционизм и Антропный Принцип.
  3. Триединство Диалектики, Синергетики и Триалектики.

Литература

Часть 2.

  1. Золотое Сечение в Гармонии Мироздания Стахова.
  2. Русский Проект Математики Гармонии Сергиенко.
  3. Асимметричное Гармоничное Развитие Самоподобным образом Ольшанского.

Заключение.

Литература

Введение.

Взаимоотношения нашей Цивилизации и Природы давно уже вступили в фазу антагонизма. Становится очевидным, что с учётом уровня гуманитарной культуры, экологической ситуации, милитаризации, социальных, энергетических и других проблем, “победа” будет не за нами. Наша Цивилизация семимильными шагами движется к самоликвидации. И даже существуют работы, в рамках которых коллапс высокоразвитых цивилизаций считается закономерным (парадокс Ферми и формула Дрейка).

В связи с этим появились многочисленные работы, связанные с Теорией Гармоничного Развития общества. И во всех работах отправной точкой являются Гармония Мироздания, Гармония Вселенной, Гармония Космоса. Проблемой является лишь Дисгармония Человека, Дисгармония Социума, которые и ставят “под вопросом” наше существование. Мы – звенья одной цепи и составляем Единое Целое. “…мир, всё в мире, каждое бытие содержит в себе нераздельность своих частей друг от друга и от целого…”, так говорит Сергиенко относительно Триалектики. Вся наша гносеология, математика, физика предопределены логикой и физическими законами создавшей нас Вселенной. Так в чём причина нарушения гармонии между Целым и её Частью, между Вселенной и нашим Сообществом? Ведь вся Природа, вся Иерархическая Организация Мироздания – это целесообразно и гармонично устроенное Целое. И какой выход?

В основу положены работы Ольшанского, Сергиенко и Стахова, связанные с этой тематикой. Почему выбраны именно эти работы? Работы интересные, спорные, дискуссионные. Они не представляют собой “истин в последней инстанции”, но работы не ординарные. Познакомиться с ними можно на сайтах авторов. В каждой из них есть большие рациональные зёрна. У Стахова – Гармония Мироздания и феномен Золотого Сечения, у Сергиенко – Триалектика и Синтетическая Геометрия, у Ольшанского –Асимметрика и Самоподобие, связанные с проблемой симметрии и с фрактальной геометрией. А “Триалектика, как метод мышления и познания действительности, постепенно начинает обретать мировоззренческий статус науки о гармоничном развитии природы, общества и мышления” (Сергиенко), как диалектика и синергетика.

Современная цивилизация игнорирует принцип всеобщей гармонии Космического Бытия, согласно которому, Гармония – функциональное взаимодействие противоположностей Бытия в мерах целостности при единстве их изменения (развития) и сохранения” (Cтахов). Из понимания целостности и гармоничности Вселенной вытекает и назначение Математики Гармонии. Её цель – поиск математических пропорций, числовых последовательностей, уравнений и геометрических фигур, выражающих объективную Гармонию Мироздания. “Математика Гармонии – это математика, изучающая и моделирующая Гармонию Бытия пространственно – временных форм жизни, их количественные соотношения, проявляющиеся в эволюции природы, общества и мышления” (Сергиенко).

Учение о гармонии основывается на следующих важнейших положениях:

— для того, чтобы иерархическая система была устойчивой, каждый её элемент на любом уровне её организации должен быть “гармоничным”;

— “Законы Гармонии” одни и те же на всех уровнях организации Природы;

— “Математика Гармонии”, направленная на поиск “Математических Законов Гармонии”, носит универсальный характер (Стахов).

Теория Гармоничного Развития и теория Глобальной Эволюции Материи во Вселенной во-многом пересекаются. Поэтому они должны рассматриваться в синтезе и, в рамках принципа дополнительности, взаимно дополнять друг друга. Если учесть все стадии глобальной эволюции, разнообразие и сложность объектов, универсальный характер математики гармонии для всех уровней организации мироздания, то становится очевидным, что в совокупности “Математику Гармонии” должны составлять междисциплинарные понятия и теории, работающие во всех сферах, независимо от природы системы.

Проблемы в науке есть, но нельзя считать их кризисными. Познание истины есть процесс. Поэтому если решение одного вопроса вызывает десяток новых – это нормальное явление. Все достижения современной цивилизации связаны с идеей Глобального Эволюционизма, так как выполняются принципы соответствия, дополнительности и преемственность. При таком мощном развитии фундаментальной науки, нельзя говорить о системном кризисе. Поэтому любая представленная теория гармоничного развития не должна отвергать существующую эволюционную картину мироздания, а должна дополнять и обогащать её. Единственное, с чем нельзя согласиться, так это с пониманием категории Физической Реальности, как независимой от восприятия, от субъекта. Невозможно в принципе в познании истины, в экспериментальных исследованиях не учитывать роль нашего сознания. Наш мозг фильтрует и кодирует иногда истинную информацию. Поэтому важным является следующее – насколько точно наша представленная модель физической реальности соответствует действительности? И всегда ли критерием “истины” является опыт? Ведь мозг и сознание контролируют весь процесс от теории … до эксперимента. Природа “раскрывает перед нами не все карты”, возможно по причине нашей низкой гуманитарной культуры?! Отсюда все наши концептуальные трудности и парадоксы.

Природа и Создатель сделали и делают своё дело филигранно – создали Вселенную, Человека, наградили нас удивительным инструментом познания, дали нам свободу выбора, свободу воли. Перед нами “принцип матрёшки”, целостность Мира и гармония в Природе при всём её многообразии. Лейбниц объяснял Мир предустановленной, целевой гармонией, устроителем которой является Бог. Теперь и человеку необходимо овладеть этим ремеслом управления. Если гармоничное развитие Мира в руках Бога, в руках Природы, то гармоничное развитие Социума в наших руках. Мы должны приблизиться к Богу. Для этого нужна только Воля Человечества, консолидация человечества и, прежде всего, международного научного сообщества. У него есть все возможности – интеллектуальные, технические, вычислительные. Прав А. Ольшанский в том, что проблема гармоничного развития общества должна стать центральной для нашей планеты, для нашей Цивилизации, а не рассматриваться по остаточному принципу. У нас просто НЕТ ВЫБОРА, особенно с учётом проблемы двух культур. Как отмечает П. Сергиенко: “Причина современного кризиса жизни человечества на Земле не в экономической и не в политической сферах, а именно в сфере мышления, в неспособности (или в нежелании-моя правка) эффективно решать актуальные проблемы”.

Именно с этих позиций и будут анализироваться работы данных авторов. Предполагается несколько статей, связанных с Глобальным Эволюционизмом, с Теорией Гармоничного Развития, с Гносеологией, с местом Земли и Человека во Вселенной. Как говорил Козьма Прутков: “Зри в корень”. Поэтому первая статья посвящена сущности Бытия, как первоосновы всей картины Мироздания. В рамках этой категории возможно понимание “нулевой точки”, с которой связано рождение нашей и других Вселенных. Ведь все Теории Гармоничного Развития приводят в качестве образца Гармонию Вселенной, Гармонию Космоса.

Часть1.

  1. Бытие и небытие с позиций современной физической картины мира.

История науки говорит о том, что многие идеи, самые общие представления о природе сначала формулировались в философии и лишь затем проникали в естествознание и принимали там строгую количественную форму. Для нахождения новых теоретических понятий, принципов и гипотез нужно опираться на философские идеи. Они играют важную роль в формировании физической картины мира. В этом плане для построения картины мироздания философия и физика должны дополнять друг друга. Мощное развитие естественных наук, в том числе и физики, современная физическая реальность заставляют несколько по-иному взглянуть на некоторые философские проблемы. К таким проблемам, в частности, относится проблема бытия и небытия. Именно эта проблема имеет прямое отношение к рождению нашей Вселенной из “нулевой точки”.

Под бытием рассматривался объективный мир, материя, существующие независимо от нашего сознания. Сказанное относится в равной мере к видимой и невидимой формам существования материи, к веществу и полю, к структурным и бесструктурным элементам. Это важно, так как современная физическая реальность очень часто наделяется чертами нематериальности. Итак, бытие первично, и в целом оно абсолютно и вечно. Говорили лишь о различных формах бытия. И вся онтология построена именно на этом понимании бытия. Под небытием понималась несуществующая реальность. Эта категория по существу тождественна категории ничто. Предполагается, что небытие относительно и временно; что оно отражает процессы, происходящие внутри вечного бытия; что оно обусловлено этими процессами и поэтому является явлением преходящим. Обострение проблемы бытия и небытия наиболее полно обсуждается в работах Чанышева А.Н. [1,2] и Кутырева В.А. [3]. Вопросы бытия–небытия в XX – XXI веке приобретают совершенно иной характер благодаря мощному развитию всего естествознания.

В первую очередь остановимся на электромагнитном поле. В теории электромагнитного поля Максвелла абстрактным было само понятие поля, абстрактный вид имели уравнения поля. Однако будущее показало, что его теория дала правильное отражение действительности, а электромагнитное поле получило статус объективной реальности. Идея поля расширила физические представления о материи. Появилось континуальное, полевое понимание материи.

Как воспринимать кварковую модель адронов с позиции бытия-небытия? Ведь кварки рассматриваются как точечные бесструктурные образования, которые в свободном состоянии не наблюдаются. Они замыкают цепь структурных составляющих материи. В соответствии с теорией обменного взаимодействия, кварки, обмениваясь безмассовыми глюонами, удерживаются в нуклоне. Глюоны являются переносчиками сильного взаимодействия между кварками. Они тоже не существуют в свободном состоянии. Однако успехи кварковой гипотезы свидетельствуют о том, что кварки можно считать физической реальностью.

Нейтрино, как ничто другое, близки к тому, что можно назвать “абсолютно ничем”. Как пишет П. Девис [5], это частицы-призраки. Тем не менее это частицы, частицы материи, частицы бытия. Просто они относятся к той реальности, которая выходит за пределы доступного созерцания. Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их взаимосвязи с целым. Мир выступает как совокупность отношений. Все элементы Вселенной представляют собой одно целое. Всё вещество и энергия должны рассматриваться в рамках всеобъемлющего единого бытия. Поэтому и неосязаемое нейтринное море Вселенной, и структурные материальные объекты Вселенной представляют собой объекты бытия.

Рассмотрим с позиций бытия-небытия проблему физического вакуума. “Начальный момент” эволюции Вселенной не является каким-то абсолютным “началом всего”. В физическом и философском смысле это лишено всякого основания [8]. Рядом учёных высказываются утверждения, что на самом раннем этапе своего развития Вселенная находилась в состоянии гравитационного вакуума. Вакуум – особый вид материи, которому соответствует в квантовой теории поля низшее энергетическое состояние квантованных полей. Он характеризуется отсутствием каких-либо реальных частиц и в то же время постоянно порождает короткоживущие виртуальные частицы, возникновение которых “субсидируется” соотношением неопределённости Гейзенберга. Они как бы возникают из ничего, обретают мимолётное бытие и снова исчезают. Опустошить пространство невозможно. Они являются наглядным доказательством существования силового поля. Вакуум оказался не безжизненным, а полным энергии. Силовое поле никогда не бывает статическим. В нём всегда присутствуют виртуальные частицы, кварки, переносчики взаимодействий. П. Девис отмечает, что вакуум следует рассматривать как своего рода “фермент” квантовой активности, кишащий виртуальными частицами и насыщенный сложными взаимодействиями [5]. Теории физического вакуума пока нет, есть лишь его различные модели. Но с ним связывают и отрицательные давления, и космическое отталкивание, и инфляционную модель ранней Вселенной.

Независимо от моделей, можно считать, что физический вакуум – это особое состояние материи, это целостный физический объект, это фундаментальный вид физической реальности. Я хотел бы процитировать авторов работы [7], которые как нельзя точно, отразили философскую суть физического вакуума: “Физический вакуум, будучи относительным небытием и “содержательной пустотой”, является вовсе не самым бедным, а наоборот, самым содержательным, самым “богатым” видом физической реальности. Считается, что физический вакуум, являясь потенциальным бытием, способен порождать всё множество объектов и явлений наблюдаемого мира. Таким образом, физический вакуум претендует на статус онтологического базиса материи. Несмотря на то, что актуально физический вакуум не состоит из каких-либо частиц или полей, он содержит всё потенциально. Поэтому, вследствие наибольшей общности, он может выступать в качестве онтологической основы всего многообразия объектов и явлений в мире. В этом смысле, пустота – самая содержательная и наиболее фундаментальная сущность. Такое понимание физического вакуума заставляет признать реальность существования не только в теориях, но и в природе и “ничто” и “нечто”. Последнее существует как проявленное бытие – в виде наблюдаемого вещественно-полевого мира, а “ничто” существует как не проявленное бытие – в виде физического вакуума. В этом смысле, не проявленное бытие следует рассматривать как самостоятельную физическую сущность, обладающую наибольшей фундаментальностью”. Континуальный вакуум предшествует веществу и полю, он порождает их. Известно, что в начале ХХ века квантово – полевая картина мира (КПКМ) сменила электромагнитную картину мира (ЭМКМ). Не исключено, что на смену современной КПКМ придёт теория физического вакуума, которая будет удовлетворять принципу соответствия и естественным образом переходить в квантовую теорию.

Таким образом, некоторые аспекты современной физической реальности указывают на то, что говорить надо о различных формах бытия, о различных формах существования материи. Не проявленное бытие – это не небытие, это не несуществующая реальность, это другая форма бытия, другая форма реальностиВсё это укладывается в понимании бытия, как объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания, и как категории – первичной, абсолютной и вечной. Всё это является следствием того, что физика выходит на более высокий фундаментальный уровень понимания материи [9]. Разумная жизнь отражает суть творения Вселенной, наша логика развилась в соответствии с логикой Вселенной. Есть трудности, но нет предела научного познания.

Всё, сказанное выше, согласуется и с “квантовой пеной” (микроструктурой энергии – вещества), которая отражает строение Вселенной на её самом фундаментальном уровне, и рассматривается поэтому в качестве основы “ткани Вселенной”. Это понятие ввёл Дж. Уилер. В соответствии с принципом неопределённости квантовой механики и ОТО, пространство – время в малых масштабах не будет гладким. Оно будет состоять из множества небольших областей, ведущих себя пенообразным образом. В КТП принцип неопределённости Гейзенберга допускает возникновение на короткое время виртуальных частиц и античастиц, которые затем аннигилируют. В малых масштабах их энергии достаточно, чтобы вызвать изменение кривизны и отклонение от гладкого пространства – времени. В соответствии с этим, “ткань пространства – времени” – это “кипящая” масса червоточин (кротовые норы) и крошечных виртуальных чёрных дыр (гравитационные аналоги виртуальных частиц). “Квантовая пена” является мощным источником энергии “нулевой точки” размером “планковской длины”. В рамках этой философии и нужно рассматривать сущность Бытия, как первооснову, его абсолютность и вечность. Это предистория точки сингулярности, инфляционной модели ранней Вселенной, теории БВ. С этого начинается космологическая стадия эволюции Вселенной, Иерархическая Организация Мироздания и Гармония Космоса. От “квантовой пены” … до человека и социума. В этом состоит идея Глобального Эволюционизма.

Следствием такого понимания Бытия является то, что нельзя “Сущее” (совокупность всего имеющегося в вещественной или полевой конкретности) употреблять в качестве синонима Бытия. “Сущее” скрывает истинное первичное Бытие, так как являет собой – проявленное бытие (нечто). Так что концепция Бытия с позиций современной физики согласуется с философией М. Хайдеггера. Хайдеггер считал, что необходимо переосмысление вопроса о бытии. Заблуждение состоит в забвении истинного бытия и в подстановке вместо бытия – “сущего” в вещественной или идеальной конкретности. Итак, если принять в качестве онтологического базиса материи, Бытия, — Высокоэнергетический физический вакуум, то он в латентном состоянии содержит и порождает все сущности. По сути вся современная физика занимается сейчас исследованием Бытия, как проявленного, так и непроявленного.

Что мы имеем по этому поводу в триалектике П. Сергиенко? “Триалектика – это наука о Началах Гармонично Саморазвивающейся Космической Субстанции, как триединой целостности бытия Всего” [10]. Что является единой сущностью (субстанцией) ВсегоСущность – это то Единое, из которого происходит всё бесконечно многое; это то, чем всё многое становится вновь, после своего исчезновения; это то многое, которое всегда пребывает как Единое [10]. И далее Сергиенко приходит к выводу, что …. Материя не соответствует понятию “Единая Сущность” и что …. В мире нет ничего кроме движущегося пространства [10], которое подобно единству Святой Троицы, существует в трёх ипостасях. С этого начинаются Онтологические Начала Триалектики и Гармоничного Бытия. Пространство – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Так что, тема дискуссионная и деликатная, скорее чисто философская. Нас же интересует физика Бытия.

В этом вопросе большую информацию к размышлению даёт квантовая механика. Остаются непонятными некоторые проблемы её вероятностной интерпретации и роль наблюдателя в квантовых экспериментах. Оказалось, что необходимо рассматривать в триединстве: микрообъект (квантовая реальность) – прибор – наблюдатель. Они создают единую квантовую систему. Наблюдателю объект предстаёт не в первозданном состоянии, а как результат его взаимодействия с прибором, с учётом особой роли сознания наблюдателя. Опыты с нагретыми фуллеренами, охлаждающее измерение, замирающие частицы, квантовая запутанность … так или иначе связаны с сознанием наблюдателя. Тем более, что скорее всего при наблюдении за субатомными частицами они действуют как физические единицы, а если их оставить незамеченными, то они действуют как энергетические волны (по предварительным результатам, полученным на БАК). Всё это удивляет, но не поражает, так как в рамках Теории Гармоничного и Эволюционного Развития, весь Мир – это Единое Целое.

В рамках такой философии полезно обратиться к знаменитому треугольнику Р. Пенроуза [11]. В рамках трёх загадок: почему столь точные и фундаментальные математические законы играют такую важную роль в поведении физического мира; как физический мир порождает восприятие объектов в сознании; как мысль “творит” из той или иной ментальной модели математическую концепцию – требуется проставить стрелки (что из чего произрастает) между вершинами треугольника, в которых располагаются Платоновский математический мир, Физический мир и Ментальный мир. Каждый проставляет стрелки в силу своего понимания целостности всей картины Мироздания.

Все эти вопросы не праздные. Они имеют прямое отношение к космологии (к рождению нашей Вселенной), к онтологическим началам гармоничного бытия (в рамках триалектики Сергиенко), к бесконечному множеству Вселенных и к роли Наблюдателя.

2. Глобальный эволюционизм и антропный принцип.

Если рассмотреть эволюцию объектов или структур во Вселенной в плане атомарной сложности от начала её рождения, от момента “Большого Взрыва” (БВ), то можно выделить космологическуюхимическую и биологическую стадии эволюции.

По современным представлениям наша Вселенная возникла ~ 15 млрд лет назад из точки сингулярности в результате БВ. По крайней мере “красное смещение” галактик, открытое Хабблом, а также открытие реликтового излучения, говорят в пользу теории БВ. Теоретически это было предсказано А. Фридманом в рамках ОТО.

Освободиться от точки сингулярности в космологических моделях в рамках ОТО вряд ли удастся. Но необходимо учесть, что ОТО является классической теорией. Между тем истинная теория гравитационного поля должна быть квантовой. А квантовые эффекты вблизи точки сингулярности сильно возрастают. Они становятся определяющими, когда радиус кривизны пространства – времени становится равным по величине “планковской длине”.

Космологические модели рассматривают эволюцию Вселенной как смену четырёх эр – адронной, лептонной, радиационной и звёздной. Это и есть эры космологической стадии эволюции. Продолжительность адронной эры ~ 10-4с от начала БВ. Она заканчивается при температуре ~ 1012К, ниже которой адроны уже не могут рождаться спонтанно из кварков. Время лептонной эры ~ 1сек. При дальнейшем уменьшении температуры уже не могут спонтанно рождаться лептоны. Теперь излучение состоит в основном из фотонов. Это начало радиационной эры. Конец этой эры определяется моментом, когда излучение (фотоны) существуют отдельно от вещества (адроны и лептоны). Эта эра заканчивается ~ через 106 лет после БВ и начинается уже звёздная эра – эра образования протозвёзд и протогалактик.

Итак, время появления первых нейтральных атомов ~ 106 лет после начала БВ. При этом образуется дозвёздный газ (70% водорода и 30% гелия). Вещество начинает доминировать над излучением. Грандиозная картина образования структур Вселенной (галактик, звёзд, планет) начинается, когда Вселенная теряет свою пространственную однородность в силу гравитационной неустойчивости [12-15,22].

Звезда, содержащая водород и гелий, представляет собой газовый сгусток, который сжимается под влиянием гравитации. Гравитационная энергия переходит в тепловую и начинается разогрев центральной зоны звезды до температуры “включения” термоядерных реакций, в процессе которых выделяется огромное количество энергии и образуется достаточное количество углерода, столь необходимого для формирования жизни во Вселенной. По мере эволюции звезды, её ядро достаточно обогащается тяжёлыми элементами. После полного истощения внутренних источников энергии давление не может уравновесить силу тяготения. Происходит гравитационный коллапс. В результате мы имеем вспышку Сверхновой, нейтронную звезду и газовую туманность. Из этого “праха” формируются звёзды нового поколения. Они более богаты тяжёлыми элементами. Таковы этапы космологической эволюции.

Дальнейший процесс усложнения идёт через образование молекул. И неограниченный характер этого процесса обеспечен углеродом. На основе углерода могут возникать цепи молекул огромной длины. Так полимерные макромолекулы содержат до миллиона атомов, соединённых химическими связями. К ним, в частности, относятся молекулы ДНК, РНК, белки. ДНК – носитель генетической информации. Её отдельные участки соответствуют определённым генам. Молекулы ДНК находятся в хромосомах ядра клетки [23].

Биологическая форма движения материи является качественно более сложной. Феномен жизни идентифицируют с феноменом ДНК и её эволюционного предшественника – РНК. Обе они способны обеспечивать репликацию себе подобных молекул и за счёт сбоев в этой репликации – мутаций – обеспечить возможность естественного отбора и прогрессивную эволюцию живых организмов, которая связана с биологической памятью.

Основоположником эволюционной теории в биологии является Ч. Дарвин. В соответствии с этой теорией, основным механизмом возникновения новых видов является естественный отбор. В XX-м веке эта теория была расширена, дополнена данными молекулярной биологии, генетики и получила название синтетической теории эволюции. Современная теория эволюции выделяет популяцию – элементарную структуру, с которой начинается эволюция.

Биохимики Дж. Холдейн и А.И. Опарин, по-видимому, первыми осознали, что предпосылкой для возникновения жизни из неживого органического вещества могла явиться восстановительная атмосфера, т.е. атмосфера, не содержащая кислород. Ультрафиолетовое излучение Солнца поставляло энергию, способную обеспечить синтез многих органических веществ из воды, двуокиси углерода и аммиака. Это была гипотеза возникновения жизни из неживой материи в условиях первобытной Земли.

Проблему происхождения живых клеток из неживого вещества можно разбить на проблемы сырья (образование планеты с соответствующей атмосферой), мономеровполимеровизоляции (от внешней среды) и репродукции (возникновение репродуктивного аппарата). В примитивной атмосфере должны были появиться аминокислоты – для белков; сахара, фосфаты и органические основания – для нуклеиновых кислот; липиды – для мембран, и ряд других органических соединений.

Напомним, что главными полимерами живого являются белки и нуклеиновые кислоты. Белки выполняют структурную функцию и служат катализаторами биохимических реакций. В нуклеиновых кислотах закодирована генетическая информация, т.е. инструкция по синтезу каждого белка. Как был “выбран” набор из 20 аминокислот, действующий в настоящее время, не ясно. Скорее всего, другие генетические коды не выдержали конкуренции. Проблема синтеза мономеров не заключает в себе каких-либо фундаментальных трудностей. А при построении цепи полимера трудность состоит в существовании двух конкурирующих процессов – гидролиза и полимеризации. Но это вопрос узких специалистов [18-20].

Живые организмы, обитающие в некой среде, должны быть отделены от неё какой-то поверхностью раздела. Возникновение таких капель, обогащённых полимерами, коацерватов, предшественников живого, микросфер, изучали А.И. Опарин и У. Фокс. Эксперименты Опарина и Фокса показали, что основной является идея выживания в результате мощного химического отбора до появления первых живых клеток. А вот генетический аппарат современных организмов настолько сложен и универсален, что проследить его эволюцию пока не представляется возможным.

Какова палеонтологическая летопись появления и развития жизни? Возраст Земли ~ 4,5 млрд лет. Возраст древних земных пород, в которых найден углерод органического происхождения ~ 3,7 млрд лет. Причём следы жизни обнаруживаются одновременно с первыми следами воды. Цепь питания древних организмов была хорошо сбалансирована. Автотрофы образовывали органические вещества из неорганических, используя или химическую энергию (хемоавтотрофы) или солнечную (фотоавтотрофы). А гетеротрофы потребляли то, что производили автотрофы. Первые живые организмы были анаэробами, т.е. не использовали кислород.

Примерно 2 млрд лет назад ситуация изменилась. Произошла “кислородная” революция. В атмосфере начинается накопление свободного молекулярного кислорода. Когда его концентрация достигла ~ 1%, стала возможной аэробная форма жизни, т.е. с использованием кислорода для дыхания. Около 1 млрд лет назад количество кислорода в атмосфере достигло современного уровня и с тех пор практически остаётся неизменным (~20%). За счёт биологического фотосинтеза на Земле прочно утвердился тип жизни, зависящий от солнечной энергии. Таким образом, была подготовлена почва для биологической эволюции.

Итак, палеонтологическая летопись позволяет говорить о следующем:

  • жизнь на Земле имела начало во времени;
  • в земных слоях зафиксированы основные этапы появления живого;
  • развитие живого идет от простого к сложному;
  • на вершине живой материи находится вид Homo Sapiens – Человек разумный.

Эволюционная история животных и растений предстаёт в виде ряда биологических реакций на возможности, представляемые средой. Вымирание представляет собой меру того, сколь успешно эволюция сумела справиться с адаптированием организмов к данным условиям среды. С исчезновением определённых условий исчезают и адаптированные к ним организмы. Отбор получает возможность развивать новые типы организмов. Причём исчезающие группы замещаются не совершенно новыми группами, а ветвями, отходящими от сохранившихся линий. Таким образом, эволюционная история живой материи связана с физической историей Земли. Она является её отображением.

Рассматривая возможность самопроизвольного возникновения жизни, Р. Янг писал: «Камень преткновения в наших попытках понять происхождение жизни – невозможность представить себе те процессы, которые являются промежуточными между химической эволюцией и возникновением первой самовоспроизводящей и метаболизирующей единицы, которая называется клеткой».

На вершине биологической стадии эволюции находится человек – многоклеточная структура, которая обеспечивает комфортные условия для синтеза и функционирования высокобиополимерных молекул ДНК, РНК и белков; существо, которое обладает высокоразвитой структурой головного мозга, разумом, сознанием и интеллектом. По атомарной сложности человек является лидером. Геном человека объединяет около 3,5 миллиардов пар нуклеотидов.

Таким образом, Вселенная является целостной единой системой. В ходе её развития и эволюции происходит рост разнообразия и сложности материальных образований. В результате эволюции материи во Вселенной от начала БВ на определённом этапе появляется живая материя, живое вещество в водно-углеродной форме. Оно служит основой для появления разума и человека. Интересным и открытым остаётся вопрос о будущем человека и человечества, как биологической ветви. Ведь биологическая эволюция и мутационные процессы продолжаются. Хотя по мере развития цивилизации жизнеспособность человеческого общества возрастает, а естественный отбор ослабляется.

В современном понимании Вселенная, звёзды, Земля и населяющие её живые существа имеют длительную эволюционную историю и всё современное естествознание объединено идеей глобального эволюционизма [21]. Как писал академик Г.И. Наан – “Уже сейчас в принципе человечество в состоянии представить всю эволюцию Вселенной, включая возникновение жизни, человека и общества, как единый процесс самоорганизации и самоусложнения материи”. Причём различные типы эволюционных процессов от космических до социальных обладают преемственностью.

Единство различных видов эволюции на всех уровнях существования материи, что в итоге и привело к появлению человека, подтверждается также антропным принципом. Он связывает фундаментальное строение Вселенной с фактом существования в ней разумной жизни.

Антропный принцип устанавливает соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и наличием в ней жизни и человека. При этом предполагаются не различные формы жизни, а только водно-углеродная. Применительно к этой форме жизни, можно однозначно сказать, что жизнь существует во Вселенной локально, в очень ограниченных областях. При этом основные черты наблюдаемой нами астрономической Вселенной являются характерными для любой обитаемой космической системы. Это та область Вселенной, в которой существует “Наблюдатель” и в которой реализовались условия, необходимые для его существования. При этом важным фактором является скорость расширения Вселенной, что накладывает вполне определённые требования на постоянную Хаббла, связанную с красным смещением Галактик.

Согласно современным представлениям, наша Вселенная возникла из точки сингулярности. Для точки сингулярности характерны сверхвысокие плотность, температура и начальный радиус кривизны ~ 10-33см. Космологические стадии эволюции отражают происходившие процессы. При этом необходимо учесть, что звезды являются фабриками по производству химических элементов, в том числе и углерода, столь необходимого для водно – углеродной формы жизни. Поэтому должно существовать вполне определенное соотношение между временем космологической эволюции и временем биологической эволюции.

Известно, что за все эти процессы ответственны физические взаимодействия. Существует четыре вида физических взаимодействий – гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное. Существуют также фундаментальные физические константы. К ним относятся безразмерные константы четырёх физических взаимодействий, а также массы основных элементарных частиц mp, mn и me … Другие фундаментальные константы (постоянная Планка h, гравитационная постоянная G, скорость света C, заряд электрона e) входят в определение безразмерных констант.

Зависимости между структурой Вселенной и численными значениями фундаментальных констант подробно проанализированы И.Л. Розенталем. Основной вывод состоит в том, что структура Вселенной очень чувствительна к численным значениям этих констант. Структура нашей Вселенной сохраняется только в узких пределах их изменения. Если одна из констант выходит за эти пределы, то эволюция Вселенной идёт по другому сценарию и становится невозможным возникновение жизни. Следовательно, в любых обитаемых областях Вселенной с позиции водно-углеродной формы жизни должен быть аналогичный набор фундаментальных физических констант.

Известны: термическая и химическая стабильности земной атмосферы, оптимальная для существования жизни концентрация кислорода в атмосфере Земли, важность расположения Солнца на диаграмме спектр-светимость (Рессела-Герцшпрунга), важность типа нашей Галактики (спиральная галактика Млечный Путь), важность расположения Солнечной Системы в галактике (зона коротации). Всё это обеспечивает стабильность Солнца, как звезды, стабильность существования всей Солнечной системы, включая Землю, и космический гомеостаз для существования жизни.

Выполнение жёстких условий необходимо и для нормального функционирования клетки – уникальной элементарной ячейки живой материи. Недаром все системы организма предназначены для обеспечения биологического гомеостаза – постоянства условий жизни во внутренней среде организма. Об этом также говорит и тот факт, что по мере увеличения атомарной сложности объекта, коридор, в котором возможно его существование, резко сужается. А для человека, который находится на вершине атомарной сложности, этот коридор практически равен нулю. И для его жизнедеятельности, для синтеза и функционирования биополимерных молекул (ДНК, РНК, белков) нужны жёсткие условия.

Всё это говорит о том, что между глобальными свойствами нашей Вселенной, нашей Метагалактики и условиями, в которых становится возможным возникновение и существование жизни, должно существовать соответствие, должна существовать гармония. Другими словами, возникновение и существование жизни в водно-углеродной форме на одном из объектов Вселенной, Метагалактики накладывают жёсткие условия на их свойства, строение, структуру, численные значения фундаментальных констант. Это необходимые условия для возникновения жизни в водно-углеродной форме.

Антропный принцип подчёркивает тесную связь между глобальными свойствами Вселенной и возникновением в ней жизни. Параметры Вселенной поразительно точно соответствуют именно тому диапазону, в котором только и возможно существование человека. Это не только декларация взаимосвязи между Вселенной и жизнью (человеком). Это признание того, что мы являемся неотъемлемой частью Вселенной и следствием её эволюции.

Является ли появление “Наблюдателя” на определённом этапе эволюции Вселенной необходимым и закономерным этапом? Подобный вопрос можно перефразировать следующим образом: были ли закодированы в сингулярности основные черты Вселенной, и возможность возникновения жизни? Эти вопросы остаются открытыми.

3. Триединство Диалектики, Синергетики и Триалектики

В настоящее время существуют три научные и философские, общие теории развития в гносеологии: Диалектика Гегеля, Синергетика Хакена и Пригожина, а также Триалектика Сергиенко. Я не назвал бы их конкурирующими, и отлично представляю, что они взаимно дополняют друг друга в рамках теории Гармоничного Развития. Они все востребованы по причине многогранности нашей действительности. Все они рассматривают весь природный, исторический и духовный мир в виде эволюционного процесса, не считают материю пассивной субстанцией и учитывают взаимодействие с окружающей средой. У каждой из них свои приоритеты, но во-многом они обладают преемственностью, что объединяет их в единое целое. На мой взгляд, они являют пример триединства в Гармонии Развития. Многогранность нашей действительности отчасти объясняется тем, что такие характеристики систем как: открытость – закрытость, равновесность – неравновесность, линейность – нелинейность, диссипативность, уровень сложности … не являются абсолютными, а зависят от пространственно – временных факторов, от масштабных факторов. Так что могут быть востребованы все три теории развития.

***

Диалектика Гегеля рассматривается как всеобщий способ научного и философского познания, как общая теория развития, как теория универсальной эволюции.

Диалектика – это теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и считающая эту противоречивость основным источником всякого развития. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «Всё конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, поскольку, будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая диалектикой всего исторического процесса. Это учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Основными принципами и законами диалектики являются:

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.
  • Принцип развития.
  • Закон единства и “борьбы” противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность. В соответствии с этим законом, всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие и только через полное разрешение этих противоречий возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.
  • Закон перехода количества в качество.
  • Закон отрицания отрицания.

А с заявлением о том, что “Большинство положений диалектики – суеверия … И она в лучшем случае представляет собой собрание весьма примитивных советов, далёких от принципов современной методологии науки”, нельзя согласиться. Ибо и триалектика, и синергетика “работают” с учётом диалектики.

***

Синергетика Хакена и Пригожина – это наука о самоорганизации в неравновесных, открытых, нелинейных, диссипативных системах реального мира. Как пишет Кузнецов Б.Л.: «Двадцатый век был прощанием с линейным мышлением… На смену линейному мышлению… в конце XX века пришло нелинейное мышление, формирование которого идёт в рамках науки синергетики… Методология синергетики универсальна и междисциплинарна. И в этом смысле её можно рассматривать как версию философии» [24]. В плане эволюционизма отношение к синергетике сейчас неоднозначное.

Так в работе Кутырева В.А. «Оправдание бытия» [26] отчасти затрагивается вопрос о соотношении диалектики и синергетики. Как пишет автор – «Синергетика предполагает отказ от бытия “по определению”. … Это чисто комбинаторные, коммуникационные процессы, преобразование пространственно-временных отношений самих по себе … Для нас это путь к торжеству НИЧТО».

В представленной цитате выделены те моменты, с которыми вряд ли можно согласиться, ибо на синергетике базируется вся нелинейная неравновесная термодинамика. Диалектика и синергетика не противоречат и не заменяют друг друга, а удовлетворяют принципу дополнительности и принципу соответствия. И никоим образом самоорганизация, которая ассоциируется сегодня с синергетикой, не предполагает отказа от Бытия. Скорее она связана со всеми элементами Бытия, и сводить её к метатехнологиям, к чисто комбинаторным процессам нельзя.

Синергетическая концепция самоорганизации служит естественно-научной конкретизацией философского принципа самодвижения материи. Синергетический подход даёт возможность создать новые принципы организации эволюционирующей сложной системы. Признание единства в мире, универсальности единых законов во всех сферах Бытия, вот что характерно для синергетики. При этом синергетика признаёт универсальность открытых систем.

Нелинейные процессы в открытых системах могут приводить к возникновению новых типов структур. В синергетике признаётся динамика систем, однако в зависимости от масштаба, движение может рассматриваться как линейное, так и нелинейное. Чем больше масштаб, тем нелинейность реальных систем очевидна. Равновесное состояние в системах рассматривается в пределах ограниченного масштабного фактора. Развитие в них описывается динамическими законами, оно предсказуемо и динамически детерминировано. Дифференциальные уравнения обладают однозначностью решений, что отражает лапласовский детерминизм. Благодаря такому подходу и были описаны различные физические процессы и технические устройства, что подчёркивало устойчивость равновесного состояния.

Синергетика изучает общие закономерности процессов самоорганизации в открытых нелинейных системах. А поскольку системы могут быть различной природы, то синергетика рассматривается, как наука об универсальных законах эволюции в природе и обществеКласс систем, способных к самоорганизации, — это неравновесные, открытые и нелинейные, диссипативные системы; сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества подсистем, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом. Такие системы могут совершать переход от беспорядка к порядку, от менее к более сложным упорядоченным структурам.

В соответствии с синергетикой, развитие открытых и сильно неравновесных систем протекает путём нарастающей сложности. При этом можно выделить период плавного эволюционного развития системы, подводящими систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию (точка бифуркации); и скачкообразный выход системы из критического состояния, её переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности. Достижение точки бифуркации – это “длительный” процесс, но длится бифуркация “малый” промежуток времени. При этом происходит качественная перестройка системы с определяющим значением малых флуктуаций.

Множество решений нелинейных систем соответствует множеству путей их эволюции. Точка бифуркации – это критический момент неустойчивости, когда сложная система осуществляет выбор дальнейшего пути эволюции. Нелинейность процессов приводит к возрастающей роли слабых возмущений и малых флуктуаций вблизи этой точки. Это является причиной того, почему слабые сигналы на входе могут многократно усиливаться на выходе, проявляя свойство эмерджентности. Эмерджентность обуславливает эволюционное развитие и взрывные процессы, слабые флуктуации могут перерастать в мощные скачки и переходы. А благодаря диссипации (рассеянию) энергии в неравновесных системах возможно спонтанное возникновение новых структур. Процессы, протекающие на микроуровне, интегрируются и приводят к новым типам структур на макроуровне [28, 29].

Примером этого являются, в частности, ячейки Х. Бенара и работа лазера.

Таким образом, между точками бифуркации развитие системы почти линейно, детерминировано, более или менее предсказуемо и идёт в соответствии с законами диалектики. Но в какой-то момент параметры системы начинают быстро изменяться, стабильность снижается, энтропия возрастает. В точке бифуркации появляется возможность направить эволюционный процесс по другой линии. Роль малых флуктуаций приводит к вероятностному характеру бифуркационного процесса. После “выбора” направления эволюции, вновь начинается этап почти предсказуемого развития системы до следующей точки бифуркации и т.д.

Ещё раз подчеркнём, что в состоянии бифуркации происходит коренная перестройка старых структур, на этой базе возникают качественно новые структуры, с принципиально новыми свойствами. Их связь со свойствами исходных элементов, как правило, не прослеживается [30].

То некоторое множество траекторий, по которым возможно развитие системы после точки бифуркации, называются аттракторами. Для всякой сложной системы существует дискретный спектр структур-аттракторов эволюции. Наличие дискретного спектра структур-аттракторов эволюции и новых форм организации материи является следствием существования фундаментальных законов. Они “диктуют” “правила отбора”, которые определяют возможные пути эволюции после точки бифуркации. Общая направленность эволюционных процессов проявляется в том, что они идут в сторону усложнения организационных структур Вселенной.

Если в ранее существующих теориях эволюции основное внимание уделялось воздействию окружающей среды на систему, то в соответствии с синергетикой, условием развития любых систем является их взаимодействие с окружающей средойИменно в результате этого взаимодействия происходит обмен веществом, энергией и информацией, что и приводит в конечном итоге к спонтанному возникновению новых структур.

Таким образом, синергетика рассматривает эволюцию вероятностной картины Мира в сильно неравновесных системах через каскад бифуркационных переходов с учётом особой роли флуктуаций [31]. И. Пригожин через механизм самоорганизации приходит к важному философскому обобщению о том, что активность материи связана с неравновесными условиями, порождаемыми самой материей.

Рассмотрение закрытых систем, как частных, ограниченных во времени и пространстве; рассмотрение равновесных состояний в системах с линейными процессами в пределах ограниченного масштабного фактора; развитие таких систем в соответствии с динамическими законами, подводящими систему к точке бифуркации, всё это свидетельствует о том, что диалектика не отторгается как теория развитияОна описывает поведение, развитие и эволюцию определённого рода систем. Синергетика описывает эволюцию систем другого рода. Это является следствием того, что понятия открытость-закрытостьравновесность-неравновесностьлинейность-нелинейность являются относительными, зависящими от масштабного фактора. В этом плане диалектика и синергетика удовлетворяют двум основным принципам – дополнительности и соответствия.

Успехи нелинейной неравновесной термодинамики, моделирование процессов самоорганизации в неравновесных системах различной природы свидетельствует о том, что синергетика является теорией универсальной эволюции и может служить естественнонаучной конкретизацией философского принципа самодвижения материи. Очевидно то, что нельзя сложные реальные системы развивающейся материи уложить в прокрустово ложе линейности и детерминизма.

***

В итогах статьи [32] П. Сергиенко отмечает, что его “русский проект математики гармонии” обязан развитию автором Диалектики на её высшей ступени, Триалектики.

Триалектика Сергиенко – наука о гармоничном развитии природы, общества и мышления (как и Диалектика). Это наука о всеобщих принципах и законах изначально предустановленной гармонии бытия Природы. Она базируется на единстве взаимодействий иерархических многоуровневых систем единого Бытия, то есть на принципах всеобщей связи и многообразия. Триединый мир представляет собой иерархическую систему гармонии между целым и его частями. Понятие целое и часть условны, ибо всякое целое является частью другого целого и само состоит из частей. Поэтому количественно всякое целое – троично, а качественно – триедино. Следует различать принципы троичности и триединства. Первый соответствует редукционизму, а второй – холизму; и как следствие – методология редукционизма и методология холизма. Методология холизма, основанная на идее единства и целостности природы, используется для описания сложных динамических систем. Воплощение единого триединства можно увидеть в математической теории бинарных систем отношений. Ее можно использовать в классической, квантовой физике и в геометрии. Вместо Диалектики предлагается Триалектика, основанная на логической триаде. Сущность бытия – пространство. Мир един. Единство мира проявляется трояко: дискретность, континуальность, иерархичность. Математические начала Триалектики: как посредством меры геометрии и числа Единое (континуум пространства-времени) обретает континуумно – дискретное множество объектов, и как эти множества сохраняют содержание и форму континуума [32-37]. Не будем касаться Онтологических начал Триалектики, так как эта тема слишком дискуссионная и деликатная.

Мерой гармонии триединого целого является золотая пропорция (отношения между целым и его частями). Числа 0,618 и 1,618 определяют содержательную сущность гармонии системы.

Триалектика – это наука о законах гармоничного разрешения противоречий противоположностей, находящихся в единстве целого иерархически устроенной системы. Рождение нового, развитие происходит в процессе гармоничного взаимодействия между противоположностями единого целого. Это является главным в триалектическом методе. Итак, в фокусе – закон единства и “борьбы” противоположностей (основной закон Диалектики). Его трактовка автором, с учётом принципа матрёшки, иерархии, целостности и единства мира, является единственно верной.

Противоречие – внутренний источник всякого развития. Оно в самой сущности предметов. Ступени развития противоречий – тождество, различие, противоположность. Если проанализировать эти ступени, то в противоположности обнаруживается связь нового со старым, преобразование старого, и новое включает старое в преобразованном виде как свой собственный момент. Противоположные стороны становятся тождественными. Это кульминационная стадия противоречия. Ещё Ленин писал: “Диалектика есть учение о том, как могут быть и как становятся тождественными противоположности”. Целостность системы, в согласии с количественными законами гармонии, не позволит ничему уничтожаться. Происходит лишь преобразование… Закон единства и “борьбы” противоположностей – это не ринг, здесь победителя нет. Здесь побеждает система, которая породила эти противоположности, и которые находятся в единстве целого. Она создаёт такое взаимодействие противоположностей, где “сохраняющееся бытие развивается, а развивающееся – сохраняется”. В результате происходит, выражаясь языком автора, гармоничное взаимодействие между противоположностями. Наиболее наглядно этот принцип проявляется при перенормировке магнитного момента электрона в КТП. Перенормировка массы и заряда электрона приводит к эволюции констант с изменением масштаба взаимодействия. Подробнее мы поговорим об этом в “русском проекте математики гармонии Сергиенко”. Слово борьба надо брать в кавычки (условно) – “борьба”. Только гармоничное взаимодействие противоположностей даст результат. В рамках вечности бытия ничто не уничтожается, а преобразуется из одного качества в другое, в согласии с количественными законами гармонии. Противоположности, с точки зрения математического принципа гармонии, развиваются в триадной системе в количественных границах отношений золотой пропорции. Так что, как пишет автор, Триалектика – это высшая ступень Диалектики.

П. Сергиенко не отвергает диалектику, а придает ей новый статус. В рамках гармоничного развития космического Бытия это закономерно. В микромире всегда между объектом и субъектом находятся средства (приборы и инструменты). В квантовой механике объекты предстают перед нами не в первозданном состоянии, а как результат их взаимодействия со средствами. Они представляют триединую квантовую систему: объект – средства – субъект, с прямыми и обратными связями. Не троичность, а триединость. И информация у нас смешанная. Отсюда и возникает вопрос о роли наблюдателя при квантовых измерениях и его сознания [37].

В другой работе П.Сергиенко [10], где автор излагает идеи, базисные понятия, геометрические построения и математические формулы триалектики, он отмечает примитивное понимание некоторыми триалектического метода познания. Речь идет о том, когда любую систему, состоящую из трех, называют триалектической. В связи с этим, по Сергиенко, “Триалектика – это наука о началах гармонично саморазвивающейся космической субстанции, как триединой целостности бытия ВСЕГО”. Развиваемая им триалектика является не только философской, но и математической системой гармоничного саморазвития. В основе триалектической концепции мироздания Сергиенко лежат Геометризм (синтетическая геометрия) и Числовые Пропорции. Геометризм связан с формообразованием, а числовые пропорции – с их мерой. Более подробно этот вопрос рассмотрим в “Русском проекте математики гармонии Сергиенко”.

Автор: Милованов Владимир Николаевич

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чанышев А.Н., Трактат о небытии, Вопросы философии, 1990, N10, с.160.
  2. Чанышев А.Н., Трактат о небытии, Философия и общество, 2005, N1, с.5.
  3. Кутырев В.А., Оправдание бытия; Философия, культура, общество; … с.15.
  4. Физический энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1984.
  5. Девис П., Суперсила, М., Мир, 1989.
  6. Мостепаненко А.М., Мостепаненко В.М., Концепция вакуума в физике и философии, Природа, 1985, N3, с.88.
  7. Косинов Н.В., Гарбарук В.И., Поляков Д.В., Исследование физического вакуума, Институт физики вакуума, М., Эл. N77-6567, публ. 11370, 23.07.04.
  8. Зельдович Я.Б., Земля и Вселенная, 1969, N3.
  9. Милованов В.Н., Проблема бытия и небытия и эволюция физической реальности, Образование в техническом ВУЗе в ХХI веке: международный межвузовский НМС, выпуск №6, ИНЭКА, 2010г, с. 99-103.
  10. Сергиенко П.Я., О триалектике и её современном развитии, http://trinitas.ru>rus/doc/0226/002a/02261255.htm
  11. Пенроуз Р., Тени разума, в поисках науки о сознании, Москва-Ижевск, 2005.
  12. Физика космоса. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
  13. Пенионжкевич Ю.Э., Ядерная астрофизика, Соросовский образовательный журнал, N10, 1998.
  14. Бухбиндер И.Л., Фундаментальные взаимодействия, Соросовский образовательный журнал, N5, 1997.
  15. Дягилев Ф.М., Концепции современного естествознания. – М.: ИМПЭ, 1998.
  16. Новиков И.Д., Инфляционная модель ранней Вселенной, Вестник РАН, том 71, N10, с.886, 2001.
  17. Девис П., Суперсила. – М.: МИР, 1989.
  18. Пармон В.Н., Пребиотическая фаза зарождения жизни, Вестник РАН, том 72, N11, с.976, 2002.
  19. Животовский Л., Хуснутдинова Э., Генетическая история человечества, в мире науки, N7, с.82, 2003.
  20. Муравник Г.Л., Проблема появления жизни на Земле в научном и богословском аспектах, Сб. Христианство и наука, с. 285, М., 2004.
  21. Майр Э., Айала Ф., Дикерсон Р., …, Эволюция, М., Мир, 1981.
  22. Милованов В.Н., Страшинский Ч.С., Гравитационная неустойчивость и образование структурных элементов, Сб. ИНЭКА, N8, с.136, г.Наб.Челны, 2006г.
  23. Милованов В.Н., К вопросу об эволюции материи во Вселенной, Образование в техническом ВУЗе в ХХI веке: международный межвузовский НМС, выпуск №5, ИНЭКА, 2009г, с. 41-45.
  24. Кузнецов Б.Л., Экономическая синергетика, Сб. научных трудов, ЭОУП N9 ИНЭКА, г.Наб. Челны, 2005г.
  25. Физический энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1984г.
  26. Кутырев В.А., Оправдание бытия; Философия, культура, общество; 1997, с.15, Грант N97-06-04020.
  27. Философия, Энциклопедический словарь, М., Гардарики, 2006.
  28. Дягилев Ф.М., Концепции современного естествознания, М., ИМПЭ, 1998.
  29. Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс, Порядок из хаоса, М., Прогресс, 1986.
  30. Милованов В.Н., Соотношение диалектики и синергетики, Экономическая синергетика: стратегия развития России, выпуск №11, ИНЭКА, 2009г, с.65-70.
  31. Милованов В.Н., Синергетика и проблема “случайности” в точке бифуркации, Экономическая синергетика: модернизация экономики России, выпуск №13, ИНЭКА, 2011г, с.105-116.
  32. Сергиенко П.Я., Русский проект математики гармонии познания всего сущего//Академия Тринитаризма, М., Эл №77-6567, публ. 27027, 12.03.2021.
  33. Сергиенко П.Я., Триалектика. Новое понимание Мира, Пущино, 1995г.
  34. Сергиенко П.Я., Синтетическая геометрия триалектики, Пущино, 2003г.
  35. Сергиенко П.Я., Триалектика. Начала сакральной геометрии, Пущино, 2005г.
  36. Сергиенко П.Я., Триалектическое понимание и моделирование гармонии целостности. http://trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161570.htm
  37. Милованов В.Н., Юнусов Н.Б., Некоторые концептуальные вопросы квантовой механики, Итоговая научная конференция 2017г, сб. докладов, Наб.Челн.Ин-т КФУ, с.228-239.