Стратегическое управление развитием и экономический суверенитет

Избрав в качестве направления главного удара Россию, они пойдут до конца в стремлении доказать всему миру свою роль глобального гегемона

Чтобы выстоять в борьбе с противником, который на порядок превосходит нас по финансовой, экономической и технологической мощи, необходима мобилизация всех имеющихся в стране ресурсов. До сих пор мы их безвозвратно теряем: продолжается утечка умов и капитала (65 млрд. долл. в I квартале 2022 г.); вывоз подавляющей части природных ресурсов; простаивает половина производственных мощностей.

Экономические ведомства вместо того, чтобы предлагать меры по мобилизации имеющихся свободных ресурсов, вслед за МВФ рисуют мрачные прогнозы падения в этом году ВВП, инвестиций и доходов населения на 6-10%. Между тем имеющийся ресурсный потенциал позволяет обеспечить прирост этих показателей на 5-15% при проведении научно обоснованной экономической политики.

Примером такой политики может служить деятельность правительства Примакова-Геращенко, которое в худшей ситуации сумело за месяц стабилизировать макроэкономическое положение и добиться роста промышленного производства до 2% в месяц. Вместо повышения ключевой ставки при большей, чем сегодня, инфляции, Геращенко оставил ее на неизменном уровне, кратно ниже инфляции. Одновременно была зафиксирована валютная позиция коммерческих банков и ужесточен валютный контроль. Это защитило валютный рынок от спекулянтов, и под влиянием положительного торгового баланса курс рубля быстро стабилизировался. Были заморожены тарифы на услуги естественных монополий и усилена антимонопольная политика, а также восстановлены экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров, что сбило инфляционную волну и обеспечило значительные доходы бюджета. Открывшиеся возможности импортозамещения были реализованы благодаря потоку дешевых кредитов посредством введенных Геращенко механизмов целевого рефинансирования коммерческих банков под кредитование производственных предприятий. Быстрый рост производства отечественных товаров позволил насытить рынок и подавить инфляцию. Экономика вошла в режим расширенного воспроизводства на собственной технологической базе.

Следует заметить, что после дефолта в августе 1998-го г. МВФ пытался навязать тогдашнему руководству те же меры, которые сегодня предпринял Банк России: резкое повышение ставки рефинансирования с либерализацией внешнеэкономической деятельности. Они были отвергнуты в силу катастрофических последствий, к которым подобная политика многократно приводила в развивающихся странах. Накопленный с 2014-го года ущерб от проведения подобной политики в России оценивается в 30 трлн.руб. недопроизведенной продукции и 15 трлн.руб. несделанных инвестиций.

Перечисленные выше меры, хорошо зарекомендовавшие себя в период преодоления последствий дефолта, в нынешней ситуации должны быть дополнены следующими системными решениями.

Стратегическое управление развитием и экономический суверенитет.

1. Разработка стратегического плана мобилизации имеющихся ресурсов с целью обеспечения вооруженных сил и населения необходимыми товарами и нормативно-правовой базы по его исполнению. Осуществление этого плана должно вестись на основе частно-государственного партнерства.  Финансироваться Банком России посредством специальных инструментов рефинансирования уполномоченных коммерческих банков, которые должны доводить целевые кредиты до предприятий под контракты на производство продукции во исполнение указанного плана.

2. Формирование централизованной структуры управления во главе с Президентом, аналогичной Госкомитету Обороны СССР, постановления которого должны иметь силу закона и которому должны подчиняться все органы власти, включая правительство и Центральный банк, системообразующие банки и корпорации, администрации субъектов федерации. Государственные банки и предприятия, крупные частные корпорации должны быть поставлены в жесткие рамки выполнения решений этого органа по выполнению госзаказов по централизованно устанавливаемым ценам.

Экспорт и импорт стратегически важных товаров должен контролироваться правительством с целью обеспечения вооруженных сил всеми необходимыми ресурсами. Для этого должен быть введен порядок формирования государственного резерва за счет обязательной продажи правительству части валютной выручки по фиксированному курсу.

3. Подчинение макроэкономической политики, включая ее денежно-кредитную составляющую, целям модернизации и роста производства высокотехнологической продукции военного и двойного назначения. Для этого должны быть организованы кредитные линии со ставкой не более 2% годовых для предприятий-заемщиков, производящих продукцию по государственным заказам и работающих по государственным программам.

4. Создание резервов стратегических видов сырья и материалов, необходимых для выпуска военной продукции и обеспечения социально-экономической безопасности страны с их приобретением в государственный резерв Банка России наряду с золотом и валютными ценностями.

Внешнеэкономическая безопасность.

5.  Ренационализация Московской биржи с ее подчинением Банку России. Восстановление управляемости курсом рубля. Защита валютно-финансовой системы от спекулятивных атак на основе стандартных мер охлаждения рынка, введения лицензирования капитальных и ограничения неторговых операций, фиксации валютной позиции коммерческих банков. Введение налога на продажу валюты и ценных бумаг, приобретенных менее года назад. Кардинальное повышение эффективности валютного контроля. Проведение деофшоризации экономики и прекращение нелегального вывоза капитала в соответствии с ранее представленными рекомендациями.

6. Прекращение использования рейтинговых агентств, аудиторских, консалтинговых и юридических компаний недружественных стран в методиках денежных властей, работе государственных ведомств, банков и корпораций.

7.Расширение евразийской экономической интеграции как по набору функций регулирования экономики (дополнить их валютной, монетарной образовательной и информационной политикой), так и по числу стран ЕАЭС.

8. Переход на национальные валюты во взаимной торговле и инвестициях не только в ЕАЭС и СНГ, но и в рамках БРИКС, ШОС. Вывод совместных институтов развития из долларовой зоны. Создание независимой от недружественных стран платежной системы и системы обмена межбанковской информацией.

В условиях экономической войны против России важно добиться осуществления поставленной Президентом задачи перевода экспорта наших товаров на российский рубль, что приведет к формированию принципиально иной — устойчиво профицитной внешнеторговой системы. Профицит внешней торговли только в 2022 г. за счет предложенного подхода оценивается в 25 трлн. рублей.

В контексте отказа от торговли в валютах эмитентов недружественных стран необходимо ускорить «отвязку» воспроизводства российской экономики от западного ценообразования на отечественные биржевые товары, установив твердые внутренние цены на них и заморозив тарифы на электроэнергию и транспортные перевозки на текущий год. Такая политика приведет к замещению импорта и развитию собственной промышленности, росту доходов граждан, суверенизации единого экономического пространства ЕАЭС.

Новая архитектура международных валютно-финансовых отношений.

В сложившейся ситуации России нужно выступить в качестве мирового лидера по инициированию перехода к новой мировой валютно-финансовой системе. Она должна быть основана на международном договоре, предусматривающем прозрачные правила эмиссии и обращения цифровой международной расчетной валюты, обеспеченной корзиной национальных валют стран-участниц этого договора и запасами производимых в них биржевых товаров («товарный жгут»). Математическая модель конструирования такой валюты показала ее высокую устойчивость. Параллельно нужно создать механизм ценообразования в этой валюте, для чего необходимо формирование собственного биржевого пространства, концепция которого разрабатывается в ЕЭК.

Автор: Сергей Глазьев