Стратегические Замыслы Будущего

 

Стратегические пути и тупики

Вопрос выбора пути преображения, выздоравливания и для каждого человека, и для сообществ, территорий, и для государств – не нов. Не имея в распоряжении стратегического, причинно обусловленного ответа, человек склонен решать проблему поиска путей развития тактическими действиями, сам себе создавая искусственные трудности, и обеспечивая таким образом себе бесполезную, бесконечную занятость. Ведь, если обращать внимание только на очевидные насущные проблемы, но не касаться самой их причины возникновения, то эта гонка по надуманному, зацикленному лабиринту развития никогда не закончится.

Очевидно, что решения, принятые «сегодня», сильно влияют на состояние общества, его социально-хозяйственной составляющей «завтра». К сожалению, современная кризисная ситуация показала неготовность властей всех стран и всей уровней к адекватному реагированию на новые вызовы времени и управлению в условиях возрастания неопределенности и сложности социальных систем, поскольку эти власти не смогли перейти от рукотворных законов развития человеческого общества к естественной логике развития, природной гармонии мира духовного и мира материального в своей целостности.

Материализация жизненных и стратегических идей, целей – достаточно непростая задача, где управление, планирование и структурирование, инфраструктурное и проектное обеспечение – это внешняя форма преображения социально-экономических систем. Внутренняя же основа — метафизика, мощь замысла, намерения, позитивное отношение к социальному, духовному развитию, мотивация – это реальное содержание.

Экономическая действительность не содержит в себе ни свойств, ни законов, ни принципов, ни подходов «в готовом виде». Знания об этой действительности не познаются, не обретаются естественным образом, они рукотворно, активно конструируются нами, людьми. Это значит, что, не сами отношения, возникающие по поводу производства, распределения, распространения и обмена (что и составляет суть экономики, не говоря о других ее элементах и составляющих), а смыслы этих отношений должны стать одним из важнейших предметов изучения экономической теорией, значит и стратегическим планированием.

Люди и хозяйствующие субъекты в экономике взаимодействуют не непосредственно с «рынком», внешним миром, а с картиной «рынка» и мира, которую они сами создают, придавая ей смысл под влиянием самых разных причин. На основе этой картины и заключенных в ней смыслов осуществляются практические действия. Содержание человеческих отношений в экономике – это согласование, синхронизация смыслов этих отношений. Любое планирование развития реальности, хозяйственных систем — это конструирование смыслов развития. В любой социальной системе рождение смыслов – одна из высших функций человеческого мозга и эта функция — уникальна.

Что же делать в реальной действительности? Сделать процесс стратегического планирования систем целостным, эффективным, дееспособным возможно. Для этого:

  • все основные компоненты и процессы социально-хозяйственных систем осмысленно выстраиваем, как элементы целостной системы, синхронизированные как в «физике» — в материальном мире, так и в «метафизике» — в духовном плане;
  • рассматриваем процесс стратегического планирования прежде всего, как процесс планирования смыслов отношений людей в производстве, потреблении, обмене, распространении и распределении продукции и услуг;
  • встраиваем процессы развития социально-хозяйственных систем и их планирование в общий контекст мироздания, что само собой создаёт условия и перспективы гармоничных преобразований, в противном случае никакие рукотворные, надуманные решения в хозяйственном обеспечении не обеспечат должной эффективности и самодостаточности;
  • вырабатываем точные научно-обоснованные прогнозы развивающимся ситуациям и процессам в контексте следования канонам мироздания;
  • синхронизируем, выравниваем, гармонизируем взаимодействия в системе «человек-общество-природа», в процессах управления, планирования, организации, мотивации, контроля, коммуникаций;

рассматриваем стратегическое планирование как один из важнейших инструментов государственной идеологии, представляющую свод убеждений, принципов, подходов, за который нельзя заходить

 

Метафизика стратегирования

Мы говорим не просто о метафизике стратегического планирования, но и о метафизике планирования смыслов развития хозяйственных систем, затрагивающей более глубинный поиск начал гармоничного развития.

Человеку в отличие от других живых систем свойственно не только проявлять интерес к окружающему миру, но и искать во всём смысл. Он постоянно задается не только вопросом «почему», но и «зачем». Человек – существо, находящееся на зыбкой границе двух миров, материального и духовного. Всё происходящее в идеальном мире имеет соответствие, отклик, реализацию в мире материальном. Уже для многих не секрет, что есть глубинные процессы и энергии, которые преобразуют реальность материального мира, развивают или разрушают, управляют и участвуют в этих процессах, независимо от того, знаем ли мы о них или нет. Это и есть метафизика развития человека и среды его существования, то, что означает происходящее за пределами материального мира, за пределами нашего миропонимания и физического существования. Если академически, то метафизика (от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

У метафизики нет какого-нибудь особого, исключительно ей свойственного метода исследования, она пользуется всеми способами научного мышления и познания, отличаясь от других наук лишь стремлением дойти до сути миропонимания и мироустройства, из которых можно было бы объяснить все области Бытия в их внутренней взаимосвязи, закономерности изменений и развития.

Начиная работу по преображению действительности, улучшению своей жизни, окружающего мира и общества, мы оказываемся перед выбором: следовать Законам природы, принципам мироздания, чтобы жизнь заиграла новыми красками созидания, новыми смыслами и замыслами сотворчества, или продолжать катиться к цивилизационной катастрофе, личным трагедиям, оставив все как есть. В отличие от мира людей, в природе, в мироздании нет произвола, есть только естественный ход развития, то, что мы называем законами природы, принципами мироздания.

Принципы мироздания всегда отражают систему – целостность и единство мира, причинную обусловленность событий и явлений. Это означает, что и экономика (как система отношений, пусть и далеких от нравственных начал) тоже имеет в своей основе всеобщие принципы целостности, единства, и любые её состояния причинно обусловлены. И эти причины могут быть только внешними по отношению к экономике, несмотря на сумбур, который человек вносит в процесс развития.

Если мы сегодня начинаем все больше думать и говорить о признании необходимости гармонии духовного и материального, о запрете  ростовщичества, о подчиненности экономики финансовому сектору, то напрочь не понимаем, как можно обеспечить бескризисность, самодостаточность, особенно, если не думать о материальном? Наоборот, продолжаем создавать новые теории кризисов, новые основания для оправдания нашего бессилия! А ведь большая разница: прогнозировать очередное обострение болезни экономики, хозяйственной системы или сделать их здоровыми, развивающимися. В обоих случаях нужны свои подходы, свои решения – но они разные, и разные их основания. И эти основания лежат за пределами закономерностей материального мира.

 

Философия Планирования Будущего

Никакое стратегическое планирование не даст ожидаемых результатов до тех пор, покуда смыслы понятий, которыми мы оперируем, не структурированы вокруг единого стержня. Таким стрежнем является философия. Именно философия задает целостную непротиворечивую понятную всякому систему смыслов, в контексте которой любой дискурс в принципе может претендовать на некий конструктивный характер.

Сегодня мы находимся в ситуации тотального отсутствия взаимопонимания между людьми. Даже люди преследующие общие цели и работающие над общей задачей подчас оказываются не в состоянии договориться между собой и вынуждены тратить массу усилий на достижение предварительного консенсуса по самым общим вопросам. Это происходит потому, что каждый отдельный человек имеет свое собственное представление о смысле тех понятий, которыми все мы оперируем. Этот смысл приобретается в процессе воспитания, образования, жизненного опыта. Получается, что хотя мы и используем одни и те же слова, каждый из нас понимает их по-своему, и без предварительного согласования терминологического тезауруса достижение взаимопонимания под час оказывается попросту невозможным.

Отсылка к словарям в данном случае тоже ничего не даёт, потому что в самой основе нашего семантического ядра лежат понятия, которые не определены в принципе, изначально. Таковы, например, суть: «время», «энергия», «сознание», «жизнь», «космос», «Бог» и проч. Данные термины в свою очередь используются для определения целых классов производных понятий, которые, таким образом, наследуют и усугубляют исходную неопределённость.

Толкования подобного рода терминов кардинально зависят от сферы деятельности толкователей. Так, научные и религиозные институты подчас предлагают взаимоисключающие смыслы данных явлений, а веками накопленный эмпирический и культурный опыт вносит свои существенные коррективы. В итоге мы приходим к смысловому тупику и вынуждены выбираться из него «наощупь» в надежде, что те люди, которым адресованы наши сообщения поймут нас «интуитивно», считают смысл «между строк», «услышат» нас каким-то шестым чувством. Но увы и ах: так не работает.

Задача философии состоит именно в том, чтобы сформулировать стройную систему смыслов, относительно которой всякому явлению, событию можно было бы дать исчерпывающее, внятное, общедоступное определение. Философия должна служить смыслообразующей базой, безусловной точкой отсчёта и критерием истины и полноты суждений и понятий.

Философия является естественной основой мировоззрения индивидуальных личностей и социумов, сформированных из таких личностей. Без этой основы общество утрачивает вектор собственного развития, погружается в пучину разобщённости, деградирует.

Философия — это клей, который объединяет и упрочивает изначально разрозненные элементы картины мира. Назначение её — обеспечивать всеобщий консенсус. Отсюда ясно, что значение философии выходит за рамки религий, национальных и расовых признаков, научных гипотез, экономических соображений и проч.

Прежде всего философия должна ясно формулировать онтологию, т. е. источник и структуру бытия как такового. На этом онтологическом базисе философия определяет метафизические основы мироздания. Таким образом формируется космологическая картина мира, в которой определяется место человека и прочих элементов окружающего мира (таких, например, как звёзды или планеты), их взаимосвязь, взаимное влияние, различные возможные конфигурации.

Исходя из этого философия определяет этические и нравственные постулаты, которые приобретают статус безусловного закона и определяют как отношения между людьми в частности, так и отношение людей ко всей окружающему миру в целом.

Космологическая, метафизическая и онтологическая доктрины должны носить характер безусловной данности, и при этом они остаются живыми системами, которые корректируются, дополняются по мере практического постижения человеком новых областей знания.

 

Идеология Будущего

В истории человечества не все идеологии, господствующие в общественном сознании, поддерживались большинством народа и порождали созидательную социальную энергию. Скорее наоборот… Идеологии порождались чаще искусственно (в основном как манипуляторные технологии, механизмы) и умирали закономерно (как искусственно созданные) по мере утраты своих носителей или смены формаций. В данном контексте, на наш взгляд, только идеология, имеющая метафизическое природное происхождение, опирающаяся на принципы мироздания, естественное право, мировоззренческие основания (духовные традиции, нравственные ценности и исторический опыт), имеет будущее. Такая идеология проявляется и в Божественных промыслах, и в человеческих замыслах, а потому жизненна, способна обеспечить гармоничное развитие общества.

Анализ современного знания об обществе говорит о методологической исчерпанности, бесперспективности альтернатив типа: «капитализм — социализм», «демократия — тоталитаризм», «либерализм — авторитаризм». Продолжая сохранять в качестве исследовательского инструментария эти противоборствующие альтернативы, которые являются, по сути, идеологическими рудиментами, мы обрекаем себя на дальнейшее пребывание в плену мифологических представлений об истории, мироустройстве, политике, теории и практике, что препятствует социальным и экономическим преобразованиям. Догматически консервируя сложившуюся познавательную традицию, невозможно вырваться из системного кризиса и перевести изучение проблем общественного устройства и гармонизации общественного развития на принципиально новую теоретико-методологическую базу, обосновывающую целостное миропонимание и подлинно научное движение исследовательской мысли. Задача исследователей – поиск путей, обеспечивающих системную самоорганизацию всех сфер гармонизации общественной жизни.

Видим, исторически идет подмена Принципов Природы (Божественных принципов) государственными («законами» человеческими), которые являются лишь рукописными правилами толкования действий и бездействий, осуществляемых под флагом господствующей идеологии. Получается, что мы живём не по законам, имеющим «непреодолимую силу» (принципы мироздания), не по законам естественного права (прав, данных нам по праву нашего рождения), а «по понятиям», по человеческим законам, выгодным небольшой группе, в основном паразитирующей на интересах большинства. Созидательными замыслами формирования новой идеологии могло бы явиться обеспечение последовательного преобразования общественной жизни в соответствии с природоподобными отношениями, законами естественного права. В основании формирования созидательной идеологии лежит научное понимание социальной реальности, знание принципов мироздания и законов развития общества. Почти по А.А. Богданову: «Идеология есть выражение и понимание жизни».

При этом под идеологией мы понимаем не только систему взглядов и идей (что принято, но неконкретно и недеятельно), но и как систему ценностных ориентиров, выработанных обществом для ситуативного предметного использования природообразных оснований гармонизации общественного развития. Такой подход к пониманию замыслов идеологии возвращает человека, как приоритетную ценность человеческого развития, в цель формирования национальной идеологии и общественного развития!

Место идеологии в жизни общества (в логике и замыслах пирамиды принципов) – это инструментарий организации общественного развития, построенный на сущностных основаниях, обеспечивая природную, гармоничную взаимосвязь мировоззренческих оснований и систем управления развитием.

На наш взгляд, предлагаемый подход в осмыслении замыслов идеологии возможен и в формировании новой идеологической парадигмы (идеологии развития). Идеология развития не является продолжением известных миру идеологий (их комбинаторики), а является инструментом адаптации сложившегося мировоззрения к конкретным историческим условиям. Почему именно идеология развития? Как видно из пирамиды принципов, идеология и стратегии развития – однопорядковые явления в системе принятия стратегических решений в преобразовании общества. Можно сказать, что стратегии гармонизации социально-экономических систем и национальные идеологии, выступая как целостное общее, способны ставить перед обществом задачи долгосрочного развития, ориентированного на интересы самого общества, опираясь на сущностные основания общественной гармонизации!

Идеологические основы гармоничного встраивания изменений в целостные социально-хозяйственные системы занимают важно место для практической реализации замыслов преобразования. При этом мировоззренческие принципы, как и принципы природных отношений (принципы мироздания) являются приоритетными и определяющими для формирования замыслов (основ) преобразований, а идеологические принципы важны при выборе механизмов и методов гармоничного встраивания принятых решений в механизмы практических преобразований.

Особенно хотим подчеркнуть, что в предложенной логике пирамиды принципов партийные (групповые) идеологии теряют свою актуальность, не имеют будущего даже в самой небольшой исторической перспективе. Единственной приемлемой национальной идеологией становится идеология развития (стратегия социально-экономического развития), построенная на целостных мировоззренческих основаниях. Идеологические замыслы различных общественных образований – поиск оптимальных путей развития (гармонизации) общества, когда ценностные основания у всех едины – принципы мироздания и мировоззрения. Уже сегодня партийным организациям стоит подумать о преобразовании в общественные организации, выражающие и представляющие интересы определенных сообществ, представляющих всему обществу свои взгляды на пути гармонизации общественной жизни.

И здесь вновь в системе идеологических построений (стратегического планирования) естественным образом появляется человек с его жизненными интересами, естественными правами на жизнь. А это еще раз говорит о корректности наших замыслов формирования созидательной идеологии.

Продолжая исследовать и предлагать видение основ формирования эффективного инструментария преобразований, идеологических механизмов взаимодействия общества и власти, обратимся к одному из основополагающих моментов – естественно-правовой теории, к естественным неотчуждаемым правам человека. К этим вопросам всегда обращалось человечество, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарных и тоталитарных государств к демократическим преобразованиям, к сменам социально-экономических парадигм. Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, достоинство, неприкосновенность и частную собственность, свободу выбора, право на труд, защиту от насилия. Государство же создает гражданское право в форме законов, не всегда опираясь на положения прав естественных. В отличие от гражданского, естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, отдельных политических и властных структур, а распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека, принципы мироздания. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека и их охрана, обеспечение которых должно быть целью любого политического союза, в первую очередь государства. Исходя из этого, еще один из замыслов новой идеологии – построение системы последовательного приведения в гармоничное соответствие естественного и гражданских прав, как основы общественной жизни, как смысла существования государства – защита жизненных интересов человека и общества.

Хотя гражданское общество и представляет собой систему институтов и учреждений, действующих на началах самоорганизации и самоуправления, ему для полновесного и всестороннего осуществления своих функций приходится опираться на регулятивный и охранительный потенциал права. Полноценная жизнедеятельность гражданского общества и его членов объективно не совместима с юридическими предписаниями, идеологией, противодействующими правам и свободам человека и гражданина. Именно поэтому мы поднимаем вопрос и практически участвуем в формировании системы Общественных институтов развития, которые бы стали эффективным инструментом преобразований, на основе положений естественного права, стали бы естественной основой связи общества и государства, регулятором действий государства в интересах этого общества. А это значит и основной основой формирования идеологии государства.

Одним из важных оснований использования предлагаемого подхода к формированию идеологии является не только отказ от партийной, групповой конкуренции в общественном развитии социально-экономических систем, сообществ (невозможно развитие против чего-то, назло кому-то), но и ориентация на кооперацию (взаимодействие социальных, хозяйствующих субъектов), и устремленность к всеобщей интеграции в процессе развития (гармония, вовлеченность, преображение).

Таким образом, идеология гармоничного развития – это:

  • инструментарий организации общественного развития, построенный на сущностных основаниях, обеспечивая природную, гармоничную взаимосвязь мировоззренческих оснований и систем управления развитием;
  • один из механизмов стратегии социально-экономического развития в долгосрочной перспективе;
  • система последовательного приведения в гармоничное соответствие гражданского и естественного права, на основе неотчуждаемых, естественных правах человека;
  • приоритет равенства прав и интересов суверенного развития всех государств и народов в открытой кооперации, основанных на единых сущностных принципах, на осознании целостности и одухотворенности социально-экономических систем;
  • реальный путь социального пробуждения масс, вовлечения их в процессы гармонизации общества, принятия ими коллективной ответственности за судьбы страны и мира.

 

Смыслы Методологии

Большая часть современных стратегических разработок посвящена развитию экономики и экономических отношений без учета мировоззренческих цивилизационных основ и ценностных ориентиров, без мировоззренческой, идеологической базы стратегий социально-экономического развития территорий, отраслей, сообществ. Мир людей потерял жизненные ориентиры развития в отсутствии реальных, жизненных, целесообразных основ объединения народов, правительств, сообществ, компаний и людей для улучшения жизни, в примитивности субъектов стратегического развития, разобщенности всего и вся в этом мире. Предчувствие общей беды приводит к все большему пониманию, что более устойчивыми, осмысленными и целесообразными являются долгосрочные взаимовыгодные процессы, определяемые общими смыслами, замыслами, ценностными ориентирами. В рамках таких процессов общественные, экономические отношения существенно дополняются духовными отношениями.

Ныне действующие технологии стратегического планирования, программирования и проектирования будущего пока совершенно очевидно не справляются со своими задачами по гармоничному развитию многочисленных и разнообразных регионов и отраслей, по полноценному раскрытию индивидуального и коллективного творческого потенциала граждан страны. Почему? Из-за всеобщей разобщённости и насаждаемого невежества. отсутствия целостного видения и смысла существования. Да, и в современном стратегическом планировании нет должного внимания и места ЧЕЛОВЕКУ, человеческим отношениям в совершенствовании общества. В логике планирования развития все поставлено с ног на голову: вместо того, чтобы опираться на каноны мироздания и мировоззренческие основы, и от них вести стратегическое планирование и практическое развитие, мы предались религии денег, хремастических механизмов хозяйствования, и направляем все наши идеологические устремления на оправдание своей порочности, на заморачивание голов населению рыночными и цифровыми порочными идеалами, и ложными представлениями. И при этом удивляемся, почему же мир летит в тартарары, а все наши стратегические устремления не более чем на 8% во всем мире хоть как-то реализуются.

В этих условиях требуется принципиально изменить отношение к стратегическому целеполаганию и стратегическому планированию, прийти к пониманию того, что, не имея перед собой идеального образа будущего, основанного на фундаментальных законах мироздания и духовно-нравственных традициях коренных народов, мы рискуем утратить национальную идентичность и суверенную государственность.

Понимая это мы, исследователи и эксперты Центра проектирования будущего, видим смысл своей методологической, созидательной деятельности в том, что:

  • разрабатываем единую методологию стратегического планирования как объединяющую и формирующую мировоззренческую и методологическую основу выработки стратегических решений в условиях любых социально-экономических систем;
  • формируем целостную систему государственного и общественного управления, регулирования и синхронизации процессов стратегического планирования, мировоззренческого единства, технологического и системного инфраструктурного наполнения стратегий;
  • создаем условия для вовлечения всех слоев общества в сотрудничество, соработничество по формированию и реализации стратегических решений развития регионов, отраслей и сообщества.

По нашему глубокому убеждению, преобразованию, преображению подлежит вся система документарного и законодательного обеспечения, и опираться она должна на единую Методологию стратегического планирования, которая определит критерии, законы, основные ограничения для формирования и функционирующих методических рекомендаций по разработке стратегий развития, разработке самих программ и проектов. И вот в основе этой Методологии закладываются критерии, законы, ограничения канонов мироздания и мировоззренческих основ. Причем вырабатываемые критерии будут распространяться не только на приоритеты, показатели и направления стратегического развития регионов и отраслей, но и на стратегии развития сообществ, партий, религий, предприятий, науки и техники. Каноны мироздания и мировоззренческие основы значительно однозначно сузят области исследований и разработок, стратегических устремлений, бюджетных трат на не социально ориентированные программы и проекты, ложные ориентиры, негуманные действия.

К известным и сформулированным в законодательстве принципам стратегического планирования (единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеримости целей, соответствия показателей целям) целостно и осмысленно добавляются принципы гармонии материальных и духовно-нравственных факторов развития, главенства интересов человека при построении программ и стратегий развития, другие принципы, связанные с мировоззренческим обеспечением стратегического планирования. Основанием стратегического планирования (на всех уровнях иерархии) становятся основополагающие системные подходы: комплексный, структурный, функциональный, целевой, ресурсный, интеграционный, коммуникационный, контекстный, критериальный, исторический.

Разрабатываемая Методология стратегического планирования уже сейчас, соединяясь с практическими разработками, обеспечивает разработчиков:

  • системным следованием законам природных отношений, мировоззренческим основам и методологическим подходам к разработке стратегий и программ развития государств, регионов, отраслей и сообществ;
  • возможностью содействия осознанию Человеком своего места в системе жизни на Земле, исходя из законов Миропонимания, и что Человек и есть субъект, объект, стратег, реализатор любого стратегического плана;
  • пониманием, что все региональные, отраслевые, экономические, технологические, стратегические планы создаются ради Человека и общества Будущего, их гармонии с природой;
  • осознанным и ответственным применением мировоззренческих критериев к выбору, использованию и совершенствованию механизмов и инструментария улучшения социальных систем, решений и технологий для обеспечения их постоянного развития;
  • целесообразным использованием проектного наполнения разрабатываемых региональных стратегий и программ, их финансовое и образовательное обеспечение, гармонизация и синхронизация действий, проектов и программ, публичных мероприятий и инфраструктурных преобразований в регионе.

 

Отдельно стоит вопрос об исполнении положений методологии, обязательном использовании её положений в стратегическом, технологическом, проектом и инфраструктурном планировании, проектировании. Неисполнение положений методологии должно рассматриваться как преступление против жизни на земле, против человека.

Уверены, что формируемая методология избавит нашу прекрасную и многообразную жизнь от спекуляций на ложных и преступных для человеческого развития и существования методологических устремлениях, вернет нас к пониманию целостности и гармонии существующего мира, единой цели сосуществования на единой планете.

В этом и главный смысл представленной разработки –

Методологии стратегического планирования!!!

 

Координаты

Центра Проектирования Будущего

для связи и для предложений: NekhaevSA@mail.ru