Что есть экономика?

По определению, экономика представляет собой хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления благ. Но это – лишь одно из возможных её трактовок. В действительности приведённое понятие сильно заужено, поскольку в реальной жизни от экономики зависит буквально всё. Так, постоянное растущие богатства, сопровождаемые галопирующей бедностью – это характерные качества нынешней экономики. Состояние, при котором выгоднее быть алчным и бесчестным, а не справедливым и нравственным – это опять она же. Ситуация, при которой весомые достижения науки и технологий не сопровождаются ростом благополучия подавляющей части населения — это снова результат действующей экономики. Бездуховность, аморальность и деградация значительной части населения обусловлены всё теми же экономическими правилами. Более того, всякая проблема, будь то экология, этика и эстетика, культура, нравственность или здоровье людей, в конечном итоге, определяется характером действующей экономической организации общества.

Именно видом используемой экономики определяется продуктивность разделения и кооперации общественного труда, как главных организационных инструментов повышения его результативности. Ею устанавливается, в какой степени они приносят пользу людям, а в какой — вредят им. Как взаимодействуют между собой предприниматель, чиновник, рабочий и крестьянин, врач и учёный, строитель и космонавт, музыкант и военный, насколько их производственные отношения является справедливым, нравственным и продуктивным, каких людей воспитывает – это опять сфера ответственности экономики.

Обо всём этом и будем говорить в статьях, посвящённых фундаментальной экономике. То есть такой, законы которой являются объективными, не зависящими от людей и от их пожеланий. Которые работают вне зависимости от того, известны они или нет, что о них говорил тот или иной классик, всегда и везде. Как законы Ньютона в физике, которые работали и тогда, когда о них ничего не знали.

I. Основы экономической теории

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед экономикой как наукой. Так, Платон считал целью идеального государства «изгнание неблагородной страсти к наживе». Поскольку полагал, что именно данный фактор является главным препятствием развития человечества.

Аристотель отличал истинную экономическую деятельность, предназначенную для создания благ для дома и государства, от той, которая направлена на извлечение прибыли (её он называл хрематистикой). При этом последнюю форму он считал противоестественной и аморальной. Его особое негодование вызывал процент, благодаря которому ростовщик получает доход, не участвуя в процессе производства полезных продуктов, а превращая деньги в источник новых денег. И извращая, таким образом, их сущность, поскольку, по мнению Аристотеля, деньги предназначены для обмена, а не для извлечения паразитического дохода.

Тем не менее, вопреки указанным положениям экономическая наука пошла по другому пути. Так, один из классиков-экономистов Ж. Б. Сей (1803 г.) утверждал, что экономика «…учит, как формируется, распределяется и потребляется богатство». Часть современных учёных считает, что «экономика — это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи). А в учебнике «Экономикс» сказано просто, что экономика — это «наука о том, как стать богатым» (К. Р. Макконелл и С. Л. Брю).

Наиболее полное определение экономики, на наш взгляд, даёт А. Маршалл, полагая, что «Экономика — это наука о нормальной жизнедеятельности человека». Однако в указанной трактовке не уточняется, что под нормальной жизнедеятельностью понимается, чем она измеряется и как достигается. Поэтому попытаемся развить это понятие.

III. Генеральная цель экономической деятельности

Политическая экономия, как научная дисциплина, систематизировано изучалась Г. Лейбницем. Его концепция была основана на представлении о мире как о системе энерго-материальных потоков. В соответствие с нею он полагал, что уровень полезного действия хозяйственного процесса определяется экономией общих человеческих усилий при производстве жизненных благ. Исходя из данного принципа, Г. Лейбницем была сформулирована главная цель экономики: повышать производительные возможности человеческого труда с помощью технических и организационных действий. Из неё следует разработанная им теория «естественного права», явившаяся основой для обоснования всеобщей морали. Согласно ей, отдельный человек отвечает не только за себя, но и за весь человеческий род, т.е. сформулированы как его права, так и обязанности перед обществом. Рассмотрены начала гармоничной, самосогласованной хозяйственной организации людей и ещё многое другое. Отсюда Лейбниц ввёл понятие о «рыночной корзине», которая имеет одно и то же содержание, но должна достигаться меньшими усилиями общества.

В дальнейшем экономика, преследующая общественную пользу, а не доход, развивалась трудами Ж. Сисмонди, И.Т. Посошкова, С. Карно, С.А. Подолинского, Л. Ларуша, П.Г. Кузнецова и других выдающихся ученых. Однако сейчас это направление экономической мысли оказалось не востребованным.

Теории Г. Лейбница была противопоставлена модель человеческого сообщества, разработанная Дж. Локком. Согласно ей, государство должно быть построено на началах личной свободы: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе» — провозглашалось им. Он утверждал, что поведение каждого человека мотивировано лишь собственными выгодами, общественные инстинкты у него не развиты, мораль в хозяйственной деятельности не задействована. Главное – его личные права и свободы вне зависимости от того, как при этом соблюдаются они у других людей.

Суть теоретических положений данного учения сводится к тому, что его последователи признают и подчёркивают связанность индивидуальной свободы и частной собственности отдельных людей с экономическим благополучием всего общества. То есть полагают, будто чем богаче стол у миллионеров, тем меньше голодных вокруг. А следуемый из такой позиции крайный индивидуализм, заложенный в основу европейской цивилизации, считается не себялюбием и паразитическим отношением к другим людям, а уважением личности, правом каждого человека реализовать себя в этом мире. В результате правами человек оказался наделён, а обязанностями – нет. А какие могут быть права без обязанностей?! Вот и превратились эти права в фикцию!

Столь несовпадающие друг с другом позиции неудивительны. В самом деле, Г. Лейбниц, как истинный представитель немецкой философии, был нацелен на воплощение в жизнь полезности и порядка. А Дж. Локк, как выразитель чаяний английской торговой нации всемерно эксплуатировать весь мир, превозносил прибыль и частную собственность как главные источники этой прибыли. А поскольку последнее учение больше соответствовало целям частных лиц, направленных на их обогащение вне зависимости и от благополучия окружающих, именно оно и нашло у них признание. И данное разночтение явилось водоразделом, заложившим основу нынешней экономической науки, зафиксировало разные пути развития человечества. Внедрило в экономику соответствующую западной ментальности дарвиновскую борьбу за существование, в которой выживает только сильнейший, оправдало всё, что приносит личный успех. Разъединило между собой функции производства и распределения и сформировало, таким образом, идеологическую базу либерального капитализма.

Именно данное мировоззрение заложено в основу всех ныне действующих экономических учений. Явилось предметом изучения всей современной экономической науки и практики, всемерно обеспечено правовой и юридической базой. И предоставляет либеральной экономике моральное основание обслуживать не всё население в целом, а лишь какую-то его часть. Привело к тому, что экономисты стали считать такую организацию единственно возможной и верной, а поэтому пытаются бороться с многочисленными недостатками либеральной экономики её же методами. То есть находятся под властью рудиментов доходной экономики, поскольку другими знаниями не владеют.

Логичным итогом этого явилось стремление управлять рассматриваемой таким образом аморфной человеческой массой с помощью такого универсального инструмента, как деньги. Поэтому все ныне действующие и существовавшие ранее авторитетные экономические учения в той или иной мере посвящены финансовым инструментам и механизмам извлечения дохода в различных его формах. Из-за этого экономическая наука стала больше обслуживать бизнес, чем общество, радеть о доходах и прибылях, а не о всеобщем благополучии. Сделало алчность — проклятие человечества, основным инструментом управление им. А разработке продуктивных факторов труда до сих пор уделяется в ней мало внимания.

Вследствие этого современное состояние экономических знаний является неполным, внутренне противоречивым, неустойчивым. Как у всякого учения, не опирающегося на фундаментальные законы Природы, их понятия искусственны и конъюнктурны, не объединены единой логикой, не выдерживают серьёзной критики. Главенствующую роль в них заняли теоретические мудрствования о рыночных инструментах, о проценте и инфляции, спросе и предложении, о ренте и преференциях. О клиринге и маркетинге, консалтинге и менеджменте, курсе валют и проч., а не о повышении производительности человеческого труда, совершенствовании его организации. Не о создании условий для достойной жизни человека, повышения его нравственности и культуры, роста благосостояния, а только о не имеющем ограничений росте частных богатств. Поэтому современная экономическая наука формирует параллельную действительность, слабо связанную с реальной жизнью, вся пронизана миазмами стяжательства. Следует ли в таких условиях удивляться её беспомощности при наступлении сложных ситуаций?! Можно ли ожидать коренного улучшения положения подавляющей части людей, опираясь на её «законы»?

Отсюда столь широка палитра экономических теорий, стремящихся внести в это царство хаоса хоть какой-то внятный порядок. Здесь монетаризм и кейнсианство, меркантилизм, плановость и полная анархия, консерватизм и наивный романтизм. И каждое из этих учений в чём-то противоречит другим. Так, согласно принципам Меркантилизма государству рекомендуется копить деньги, а Физиократов — интенсивно их расходовать. В Металлической теории деньги рассматриваются как показатели богатства нации, а в Номиналистической они считаются условными знаками и проч. и проч.

Следуемая из этого зашоренность экономической науки лишила её основательности, сделала разнонаправленными цели различных социальных слоёв общества, что уже само является регрессом. Как пример, покупка иностранных товаров некоторым нередко приносит значительный доход, но ведёт к подавлению отечественных производителей, к обнищанию собственного населения. К тому, что экономика уже не обязана обслуживать своих граждан, а призвана только предоставлять инструменты личного обогащения. В результате дополнительная прибыль одних начинает извлекаться за счёт неблагополучия других, и это — объективное противоречие, требующее разрешения.

В такой экономике активно используется разделение труда, но слабо — его кооперация. Конкуренция приобрела доминирующее значение, а объединяющие людей факторы уже не вписываются в неё органически. Исполнение предприятиями общественных функций нивелировано, экономически оправданной стала всякая деятельность, приносящая доход, в том числе преступная. Что и явилось главной причиной криминальности всех нынешних государств мира, пожирающей их коррупции и разрушительной вседозволенности.

И это вполне закономерно. В самом деле, основной акцент в хозяйственной деятельности может делаться либо на созидательные её начала, источником которых является человеческий труд, либо на распределительные, инструментами которых выступают деньги. Очевидно, что если стимулируется результативность труда, тогда его продуктивность, благополучие людей и жизненный уровень населения растут. А если поощряется доходность владельцев денежных знаков, увеличение ренты и прибыли, тогда растёт число богатых, но население нищает и вымирает. И пока доход от использования паразитических инструментов будет превышать доход от созидательной деятельности, трудно ожидать оздоровления общества. И это привело к глобальной борьбе промышленного и финансового капитала, лихорадящей ныне весь мир.

Чтобы страна стала успешной, ей следует поддерживать созидание, а не потребление; создавать условия для производящих реальные ценности, а не виртуальные. Экономическая наука призвана способствовать тому, чтобы было выгодно работать честно, а наносить ущерб — накладно. И тогда нравственный и моральный климат в обществе поменяется кардинально, порядок и польза начнут править им, а не хаос и стяжательство. Она должна учить тому, как оздоровлять продуктивные и нравственные механизмы общества, а не подобно дурным врачам, как пользоваться его болезнями в корыстных целях. Способствовать превращению людей из нечестных в порядочных, а не наоборот. «У древних мы не встречаем ни одного исследования о том, какая форма земельной собственности и т. д. является самой продуктивной, создаёт наибольшее богатство. … Исследуется всегда вопрос: какая форма собственности обеспечивает государству наилучших граждан?» (К. Маркс).

В этой связи капиталистическая модель хозяйствования всё больше заводит человечество в тупик. В ней не экономика предназначена для людей, а люди — для экономики. Она рассчитана на энергичных, корыстных и безжалостных, поэтому в ней создаются условия для благоденствия именно таких. А все другие — лишь питательная среда для первых. В то же время Природа создала людей разными не для того, чтобы одни из них паразитировали на других. На самом деле неодинаковые качества людей требуются потому, чтобы их совокупная способность к выживанию, адаптации к любым сценариям развития общества и познания мира была выше, чем у каждого из них в отдельности. Отсюда упор в экономике только на один тип людей с неизбежностью её обедняет, делает не жизнестойкой и ущербной.

IV. Фундаментальные законы Природы и место, занимаемое в Ней человеком
Чтобы человек стал, наконец, органичной частью Вселенной, а не инородным в Ней телом, он должен следовать Её Законам. В самом деле, ведь человек, по большому счёту, это не особое надприродное образование, живущее по своим законам и правилам, а встроенная во Вселенную и исполняющая предназначенные ему Свыше функции часть. В этом и заключается гармоничный принцип взаимодействия Природы и людей, только на данной основе может быть сформирована фундаментальная экономика.

ВСЕЛЕННАЯ

Вселенная характеризуется своими качественными и количественными законами. В этой связи в Природе имеют место всего три поистине фундаментальные науки. Одна из них изучает качественные закономерности мира. Она называется философией и включает в себя онтологию и гносеологию, логику и культуру, искусство и естествознание, историю, этику и эстетику. И ещё многие другие дисциплины, которые изучают, как произошли люди и вся окружающая их действительность, каким образом в частностях проявляется единство Мира и каковы их проявления. Какую роль играют в нём Бог и Человек, каково их предназначение и место во Вселенной.

Второй фундаментальной наукой является математика, т.е. учение о количественных закономерностях и пространственных формах Мира. Она позволяет проникнуть в тайну Вселенского порядка, открывает доступ к множественности, к размерам и пропорциям тел и образов. Именно ею изучается, как количество переходит в качество, каким образом связаны между собой бесконечно малое и большое, частное и общее. Математика устанавливает возможные и невозможные типы количественных соотношений и пространственных форм, природные ограничения, в поле которых функционирует философия. При этом абстрактность математических методов обуславливает их универсальность.

При этом отметим, что уже в древние времена мыслители отмечали гармоничное единство философии и математики, понимали специфику количественно-качественных переходов материи и духа из одних своих форм в другие.

В одном ряду с указанными фундаментальными науками располагается экономика, т.е. учение о способах жизнеобеспечения человечества при существующих количественно-качественных закономерностях окружающего его Мира. То есть экономика как наука по сути своей призвана обеспечивать гармоничное вхождение человека в Природный комплекс, во Вселенную. Очевидно, что расширение зоны ответственности экономики до Вселенского масштаба позволяет видеть её в сопоставлении со всеми другими явлениями Природы. Существенно расширяет её функции и инструменты, выводит её за рамки чисто хозяйственного процесса, позволяет связать воедино окружающий Мир с бытием человека. Расширяет понимание перспективы, её глобальное предназначение, связывает между собой критерии оценки результатов и требования к их реализации.

Понятно, что имеющиеся определения существующей экономики не отвечают гармоничным принципам ни по масштабу охвата, но по своей сути. Очевидно, что если человек в Пространстве Всеобщей Гармонии будет по-прежнему оставаться эгоистичным, чуждым всем образованием, он будет отторгнут этим Миром. Вне сомнения, что ни благополучие любой ценой, ни накопление денежных знаков, ни служение фетишам, идеалам или идолам не может служить целью человеческого бытия. Такой человек не нужен ни Природе, ни Богу.

На самом деле в экономике, как и во всей Вселенной, действуют жёсткие правила и запреты. И если многие из них до настоящего времени ещё не познаны, это не значит, что они не работают. Экономика призвана функционировать в чётком соответствии с законами философии и математики, отвечать им, исполнять предназначенные ей функции. Являться одной из важнейших составляющих Фундаментальных Мировых Знаний.

В этой связи предложим следующее определение экономики как науки, отвечающее требованиям гармоничного вхождения человека во Вселенную, соответствующее Её законам и сути. Для этого полагаем, что экономика — это наука, изучающая механизмы повышения результативности общечеловеческого труда, способствующая лучшему жизнеобеспечению граждан. Она призвана содействовать вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, повышать моральный, нравственный и культурный уровень людей. Способствовать скоординированному развитию всего человеческого сообщества.

Из данного определения следует, что генеральной и единственной достойной целью экономики является удовлетворение потребностей людей. И не только нынешнего поколения, но и всех последующих. А не получение денежных знаков, поощрение амбиций или тщеславия некоторых лиц. Все другие её цели должны быть подчинены ей и без неё лишены всякого смысла.

Таким образом, экономика функционирует не ради самого процесса производства, создания каких-то сооружений, ценностей, получения прибыли, денег, служения идеологии или идолам, а для удовлетворения потребностей людей. Всех без исключения: богатых и бедных, белых, жёлтых и чёрных, молодых и старых, умных и глупых, сильных и слабых, здоровых и не очень. Если Бог создал их, значит они нужны, и не человеку Его поправлять. Экономика призвана работать на людей, а не люди — на неё.

Поэтому представляется несомненным, что критерием совершенства экономики является лишь то, насколько полно она указанную функцию исполняет.

V. Потребности людей и всего человеческого сообщества
Приведённое определение экономики как науки является неполным и требует специального дополнения. В самом деле, что представляют собой потребности, которые требуется обеспечивать, и чем они удовлетворяются?

Под потребностями здесь и далее понимается внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности каких-то факторов, которые проявляются в зависимости от ситуации. При этом потребности могут быть не только у отдельных людей, но также у целых коллективов и всего сообщества в целом. Они служат внутренними побудителями человеческой активности. В самом деле, потребности являются главной движущей силой людей, ради удовлетворения них они трудятся, они ими управляют. На ниже следуемых рисунках показаны их особенности.

Итак, потребности бывают индивидуальными, групповыми, коллективными и общественными. По своему проявлению они могут быть биологическими, социальными и духовными. Зависят от индивидуальных особенностей людей и от условий их бытия, пола и возраста, культуры и образования, здоровья, исторического опыта, традиций, религии, моды и национальных вкусов. На потребности влияют окружающая действительность, природные и погодные условия, время года и место проживания людей, уровень развития производства, степень их удовлетворённости. Так, чем больше человек имеет, тем большего ему хочется, т.е. богатство – как болезнь, чесотка: чем больше чешешься, тем больше тянет. И вместе с тем нет двух людей, потребности которых были бы одинаковыми. При этом потребности не остаются чем-то неизменными, с годами они воспитываются, развиваются, мимикрируют.

Вместе с тем не все потребности могут приветствоваться. Так, тяга к власти и корыстные амбиции одних нередко оборачивается потерей свободы и бедностью других. В общественном смысле лишь такие потребности достойны уважения, которые не удовлетворяются путём нарушения морально-этических норм, подавления прав других людей, общества, за счёт потомков. Именно о них и идёт здесь речь. Остальными потребностями должны заниматься воспитательные, психиатрические учреждения или правоохранительные органы. Невозможность их проявления должна быть заложена в саму основу организации экономики и государства.

VI. Предметы потребления и средства производства
С другой стороны, потребности проявляются не абстрактно, а в виде необходимости каких-то условий, вещей и услуг. Поэтому всё то, что удовлетворяет человеческие потребности, что необходимо людям для их достойной жизни, поддерживает и восстанавливает здоровье, повышает жизненный тонус, способствует сохранению и продолжению рода относится к предметам потребления. Это — вода и пища, одежда и жильё, медицинская помощь и спортивные сооружения, духовные богатства и экологически чистая природа. Ими являются блага и услуги, которые предоставляются людям в учреждениях сферы обслуживания, а также в отраслях, удовлетворяющих общественные потребности (управление, наука, образование, здравоохранение, оборона и др.).

К предметам потребления относится и сам человеческий труд, поскольку, с одной стороны, он удовлетворяет потребности людей в реализации своих способностей, а с другой — является движущей силой производства. Впрочем, такими качествами обладают и все другие предметы потребления. В этой связи чем в большей степени обеспечен человек, тем выше его производственные возможности, и данный фактор является одним из наиболее весомых инструментом повышения общественной производительности труда.

С другой стороны, предметы потребления изготовляются в процессе производства. Но самому производству для его полноценной работы требуются продукты труда, предназначенные для удовлетворения его собственных потребностей. Это — орудия труда и промышленные сооружения, грузовой транспорт и коммуникации, энергия, ремонтная база, производственная связь и ещё многое, многое другое. То есть овеществлённый труд, средства производства необходимы предприятиям точно так же, как предметы потребления — людям. Они являются как бы катализатором, который делает живой труд человека более результативным.

И понятно, что особенности удовлетворения потребностей людей с помощью предметов потребления, и принципы создания условий для деятельности производства кардинально различаются между собой. Поэтому и подходы к ним должны быть неодинаковыми, и рынки у них разные, и работают они по-иному. В связи с чем инструменты обеспечения их средствами обмена в виде денег должны быть собственными, как это и было реализовано в Советском Союзе путём использования двухконтурной денежной системы.

Вместе с тем предметы потребления и средства производства не являются равнозначными. В самом деле, целью производства служат только предметы потребления, а средства производства таковыми не являются. Ни металл, ни оборудование, ни механизмы сами по себе никому не нужны, пока с их помощью не увеличивается число изготавливаемых предметов потребления. Вместе с тем в капиталистической экономике и то, и другое представляются просто товарами, а поэтому разница между ими не просматривается. На самом деле производство средств производства необходимо лишь в той мере, в которой оно экономит общественный труд, содействует производству предметов потребления (!). Если этого не происходит, тогда оно становится избыточным расходованием труда, ресурсов, и причиняет обществу больше ущерба, чем пользы. И такое случалось нередко как в СССР, так наблюдается и в нынешней капиталистической реальности из-за стремления оптимизировать денежные потоки, а не расходование человеческого труда.

В этой связи отсутствие истинных рыночных регуляторов и общественных критериев, позволяющих объективно оценивать эффективность производства как целого, постоянно подводит общество к грани, начиная с которой производство перестаёт служить людям, а превращается в их эксплуататора. На самом деле производство средств производства является промежуточным этапом на пути создания предметов потребления. Аналогична роль полуфабрикатов и других продуктов незавершённого производства, так к ним и следует относиться.

Уточнение роли средств производства и предметов потребления позволяет устанавливать оптимальные соотношения между ними, предлагать качественно новые критерии и пути совершенствования экономики, чем используемый в настоящее время принцип максимизации прибыли при капитализме или план — при социализме.

VII. Гармоничная экономика
В Гармоничной экономики будут отсутствовать вопиющие недостатки как капиталистической формы хозяйствования, так и социалистической, но сохраняться их достоинства. В ней будет использоваться как разделение, так и кооперация труда, всецело исполняться и индивидуальные, и общественные функции предприятий, соблюдаться интересы и сильных, и слабых. Будет эффективно работать как общественная форма собственности, так и частная, коллективная. Причём каждая из них будет занимать свою нишу и демонстрировать свои преимущества в процессе равноправной конкуренции между ними. Государство сделается формой объединения граждан для обеспечения их благополучия, а не отдельный политико-хозяйственный субъект, преследующий собственные цели. Чиновники сделаются обычными служащими, нанимаемые обществом для наилучшего обслуживания граждан, а не всевластными и ни за что не отвечающими властителями. Деньги в такой экономике станут покорными слугами людей, а не капризными их хозяевами. Налоги из механизмов отчуждения доходов превратятся в инструменты их умножения.

Описанию основных законов и форм такой организации, разработке инструментов безболезненного перехода экономики из нынешнего состояния в гармоничное и будет посвящён предлагаемый цикл статей под общим наименованием «Фундаментальная экономика».

Понятно, что это уже будет другая хозяйственно-политическая система. А поэтому ни капиталистическая, ни социалистическая теории в полной мере для неё не годятся. Не перетягивание общественного одеяла в ту или иную сторону, как в ныне действующих хозяйственных отношениях, а увеличение его настолько, чтобы хватило всем, явится главной целью представляемой экономической науки. В этой связи немалое место в предлагаемом курсе статей будет уделено теории, которая и будет заложена в основу Гармоничной экономики.

Итак, если целью экономики служит достижение благополучия некоторых особей любой ценой, тогда ничего лучшего капитализма придумать невозможно. Если требуется, также любой ценой, увеличить могущество государства, тогда наилучшей является социалистическая модель. А если стремиться к процветанию всего общества и каждого его гражданина, тогда ни первая, ни вторая модели в полной мере для этого не годятся. Нужна принципиально иная экономическая модель, лежащая в её основе идеология. И понятно, что разные экономики не могут формироваться по одинаковым лекалам, иметь одни и те же правовые нормы и принципы.

При этом следует принимать во внимание, что экономика — это не наука о благополучии той или иной личности в процессе её хозяйственной деятельности, не Иванова или Сидорова. А инструмент изучения закономерностей поведения больших масс людей, народов, государств и всего человечества. И это делает возможным прогнозировать их поведение с высокой достоверностью. Как в молекулярной физике, в которой расположение даже трех молекул воздуха уже через микросекунду установить невозможно, но состояние больших масс газа оценивается с большой точностью.

Гармонизация экономических отношений будет способствовать очеловечиванию общества, начнёт делать его и сильнее, и добрее, и духовнее. Она приведёт к высвобождению колоссальной человеческой энергии, которая будет направлена на созидание, а не на борьбу за выживание. На благополучие всех, а не только некоторых. На нормальную жизнь, а не на элементарное существование человека. Именно поэтому экономическую модель, отвечающую изложенным принципам, и названа здесь Гармоничной. То есть самосогласованной, стройной, непротиворечивой, в которой образуется соразмерность частей и целого, слияние их в единый организм, противоположный хаосу. В ней будут работать как стихия, так и разум.

Гармоничная экономика окажется полезной как для предпринимателей, так и для наёмных работников. В ней правила взаимодействия хозяйственных субъектов будут способствовать эквивалентности обмена результатами труда, справедливости и гармонизации человеческих отношений, а не противодействовать им. Смогут функционировать все виды собственности, доказывая свою полезность путём равноправной конкуренции. То есть не отвергается никакой из факторов, способных приносить пользу, но организуется их гармоничное взаимодополнение. Произойдёт именно то, что характерно для Природы, в которой рационально уживается всё.

Автор: Чабанов Владимир Емельянович — доктор технических наук, профессор физики, действительный член Экономико-философского общества МГУ, Гранд-доктор Международного Университета Фундаментального обучения (МУФО), Член-корреспондент Международной академии наук Арарат. vtchabanov@mail.ru