Шесть ключевых принципов

Очень странно, что СМИ упустили такой важный аспект в послании Президента, т.к эти тезисы формирует концепцию ключевых направлений, которые видят верхние эшелоны власти в России.

Выступление большое, поэтому я выделю самое важное.

Первый принцип – открытость. Железный занавес исключен. Наращивать экономическое сотрудничество между странами, в том числе с Западом. Россия намерена наращивать научное, технологическое, культурное, гуманитарное и спортивное сотрудничество на принципах равноправия и уважения партнёров.

Государство будет способствовать наращиванию внешнеторговых связей через налаживание логистических, кооперационных связей, транспортных коридоров и платежной инфраструктуры через нацвалюту.

Второй принцип — опора на предпринимательские свободы. Это принцип базируется на либерализации УК РФ, налогового кодекса, снижения административных проверок и бюрократии.

Снижение административной нагрузки, мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса, убрать размытые нормы налогового законодательства в части экономических составов преступлений, сокращение срока давности по налоговым преступлениям, декриминализация целого ряда экономических преступлений, повышение порога преступления по неуплате таможенных и других платежей, продление сроков предварительного следствия.

Третий принцип — это ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика.

Это предполагает жесткую фискальную и монетарную политику! Поручение правительству по подготовке нового бюджетного правила, что должно обеспечить предсказуемость бюджетной политики, создать условия для максимального использования внешнеэкономической конъюнктуры.

Четвертый принцип — социальная справедливость. Здесь все понятно, сокращение неравенства, борьба с бедностью, индексаций социальных пособий и пенсий, повышение доходов, борьба с негативными тенденциями в демографии и так далее.

Снижение уровня бедности является главным показателем эффективности работы органов власти и государства в целом. Причём ощутимых результатов здесь, несмотря на все объективные трудности, необходимо добиваться уже в текущем году, и такая задача перед Правительством поставлена.

Индексация пенсий, МРОТ и прожиточного минимума на 10%. Льготная ставка по ипотеке снижена с 9% до 7%. 12 миллионов рублей для Москвы и Петербурга и шесть миллионов рублей — для остальных субъектов Федерации.

Пятый принцип — опережающее развитие инфраструктуры.

Ремонт автодорог 85% протяженностью в течение 5 лет, модернизация ЖКХ (40% сетей подлежит замене и ежегодно ветшает 3% сетей при замене новыми  темпами 2%). Развитие комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях– 20 млрд на 2023-2024. Обновление городов Дальнего Востока. Комплексное обустройство и развитие сельских территорий. Поддержка Байкала, развитие чистых зеленых технологий.

Шестой принцип — достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов.  Не все так однозначно —  об этом важном пункте в другой статье.

Дополнение по поддержке бизнеса:

▪️Инфраструктурные бюджетные кредиты. Они выдаются на 15 лет по ставке 3%.

▪️Промышленная ипотека. Речь идёт о льготных долгосрочных кредитах по ставке 5%

▪️Акцент в поддержке деловой активности должен смещаться от мер бюджетного стимулирования к механизмам рыночного банковского кредитования.

▪️Бизнес практически во всех отраслях получил право на отсрочку по страховым взносам за второй квартал текущего года. При этом производственные предприятия имеют более широкие возможности — они смогут воспользоваться отсрочкой и в третьем квартале.

▪️Проектное финансирование через ВЭБ на деньги из ФНБ на 120 млрд руб.

▪️Долгосрочные договора крупных компаний и государства с МСП для поддержания спроса на продукцию.

Развитие промышленных кластеров в России

Что здесь может быть принято (максимально кратко из выступления):

Первое — финансирование. Проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более 7% в рублях.

Второе — налогообложение. В кластерах нужно обеспечить низкий уровень условно постоянных налогов, в том числе страховых взносов.

Третье — это поддержка производства на стартовой, ранней стадии, формирование пакета заказов, в том числе предоставление субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий.

Четвёртое — упрощённое администрирование, включая минимум либо полное отсутствие проверок, а также работа предприятий в режиме комфортного и необременительного налогового и таможенного мониторинга.

Пятое — создать механизмы гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию, которая только выходит на рынок. Такой льготный режим и соответствующие промышленные кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года.

__

От себя. Во всем этом не хватает главного — а именно компенсации дефицита доверия бизнеса в условиях запредельной макроэкономической и геополитической неопределенности.

Бизнес не может производить инвестиции в условиях отсутствия понимания вектора направленности государственной политики и каких либо приближенных к реальности расчетов среднесрочных и долгосрочных издержек.

Все быстро меняется — стоимость фондирования, логистические связи, методы расчетов, гарантии безопасности активов, исполнение обязательств между контрагентами. Сейчас работают иностранные контрагенты, завтра уже нет. Сейчас заключают контракты, завтра откажутся работать и так далее. Композиция факторов риска становится неприемлемой.

Отсюда невозможно просчитать рентабельность проекта, сроки окупаемости, следовательно невозможно планировать бизнес операции. Дефицит доверия и туманные перспективы блокируют инвестиции.

Именно поэтому я говорил о росте участия государства в экономике. Бизнес связан обязательствами перед кредиторами, акционерами, контрагентами – это накладывает массу ограничений на пространство маневров.  Бизнес в своей основе имеет узкий и крайне ограниченный горизонт планирования, только если это не мега корпорации с доходами десятки миллиардов долларов.

Трансформация, структурный переход экономики как раз предполагает рост неопределенности, т.е. прежние связи обрываются и прежние концепции перестают работать. Эффективность работы бизнеса снижается, т.к. снижается склонность к риску, как следствие, динамика инвестиций имеет негативную траекторию.

В этих условиях государство должно перехватывать инициативу для компенсации дефицита доверия частного сектора.

Автор: Павел Рябов