Что есть экономика?

Популярные лекции Чабанова В.Е. по фундаментальной экономике. Лекция 1

По официальному определению, экономика представляет собой хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Но это – лишь одно из возможных её обозначений. На самом деле приведённое понятие сильно заужено, поскольку в реальной жизни от экономики зависит всё. Так, постоянное растущие богатства, сопровождаемые галопирующей бедностью – это характер проявления нынешней экономики. Положение, при котором выгоднее быть алчным и бесчестным, чем справедливым и нравственным – это опять она же. Ситуация, при которой весомые достижения науки и технологий не сопровождаются заметным ростом благополучия подавляющей части населения — это снова результат существующей экономики. Более того, всякая проблема, будь то экология, этика и эстетика, культура или здоровье людей, в конечном итоге, определяется характером экономической организации общества.

Что есть экономика?

Именно видом используемой экономики определяется продуктивность разделения и кооперации общественного труда, насколько они приносят пользу людям, а в какой степени вредят им. Как взаимодействуют между собой рабочий и крестьянин, врач и учёный, строитель и космонавт, музыкант и чиновник, и в какой степени их взаимодействие является справедливым, нравственным и продуктивным, каких людей воспитывает – это опять экономика.

Что есть экономика?

Обо всём этом и будем говорить в последующих статьях, посвященных фундаментальной экономике. То есть такой, законы которой являются объективными, не зависящими от людей и от их пожеланий. Которые работают вне зависимости от того, известны они или нет, что о них сказал тот или иной классик, всегда и везде. Как законы Ньютона в физике, которые надёжно работали и тогда, когда о них ничего не знали.

I. Принципы экономической организации

Рассмотрим конкретные задачи, которые ставятся перед экономикой. Так, Платон считал целью идеального государства «изгнание неблагородной страсти к наживе». И полагал, что именно данный фактор является главным тормозом развития человечества.

Что есть экономика?

Аристотель отличал истинную экономическую деятельность, предназначенную для создания благ для дома и государства, от той, которая направлена на извлечение прибыли (её он называл хрематистикой). При этом последнюю форму он считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, благодаря которому ростовщик получает доход, не участвуя в процессе производства полезных продуктов, а превращая деньги в источник новых денег. И извращая, таким образом, их природу, поскольку, по мнению Аристотеля, деньги предназначены для обмена, а не для извлечения непроизводительного дохода.

Один из классиков-экономистов Ж. Б. Сей (1803 г.) утверждал, что экономика «…учит, как формируется, распределяется и потребляется богатство». Часть современных учёных считает, что «экономика — это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи). А в учебнике «Экономикс» сказано просто, что экономика — это «наука о том, как стать богатым» (К. Р. Макконелл и С. Л. Брю).

Наиболее полное определение экономики, на наш взгляд, даёт А. Маршалл, полагая, что «Экономика — это наука о нормальной жизнедеятельности человека». Однако в указанной трактовке не уточняется, что под нормальной жизнедеятельностью понимается и чем она достигается. Поэтому попытаемся развить это понятие.

II. Генеральная цель экономической деятельности

Что есть экономика?

Политическая экономия, как научная дисциплина, систематизировано изучалась Г. Лейбницем (1672 — 1716 гг.). Его концепция была основана на представлении о мире как о системе энерго-материальных потоков. В соответствие с ним он полагал, что уровень полезного действия хозяйственного процесса определяется экономией общих человеческих усилий при производстве благ. Исходя изданного принципа, Г. Лейбницем была сформулирована главная цель экономики: повышать производительные возможности человеческого труда с помощью технических и организационных действий. Из неё следует разработанная им теория «естественного права», явившаяся основой для обоснования всеобщей морали. Согласно ей, отдельный человек отвечает не только за себя, но и за весь человеческий род, т.е. сформулированы как его права, так и обязанности перед обществом. Рассмотрены начала гармоничной, самосогласованной хозяйственной организации людей и ещё многое другое.

Неудивительно, что Г. Лейбниц, как истинный представитель немецкой философии, пропагандировал порядок в человеческих отношениях и в деятельности людей. А Дж. Локк, как представитель английской торговой нации, превозносил прибыль и частную собственность, как главный источник этой прибыли. А поскольку последнее учение больше соответствовало целям независимости частных собственников от благополучия окружающих, именно оно и нашло у них признание, явилось источником эксплуатации, войн и всех преступлений, совершаемых в мире. И данное разночтение явилось водоразделом, установившим основы нынешней экономической науки, определило разные пути развития человечества, узаконило, что в хозяйственной деятельности людей является главным.

III

ВСЕЛЕННЯ

Фундаментальные законы природы и место, занимаемое в них человеком

Вселенная характеризуется своими качественными и количественными законами. В этой связи существуют лишь три поистине фундаментальные науки. Одна из них – это наука о качественных закономерностях мира. Она называется философией и включает в себя онтологию и гносеологию, логику и культуру, искусство и медицину, историю, этику и эстетику. И ещё многие другие науки, которые изучают, как произошли люди и вся окружающая их действительность, каким образом в частностях проявляется единство Мира и каковы его законы, какую роль играют в нём Бог и Человек, каково их предназначение и место во Вселенной.

Второй фундаментальной наукой является математика, т.е. учение о количественных закономерностях и пространственных формах Мира. Она позволяет проникнуть в тайну Вселенского порядка, открывает доступ к множественности, к величию и пропорциям тел и образов. Именно ею изучается, как количество переходит в качество, каким образом связаны между собой бесконечно малое и большое, частное и всеобщее. Математика устанавливает возможные и невозможные типы количественных соотношений и пространственных форм, природные ограничения, в поле которых функционирует философия. При этом абстрактность математических методов обуславливает их универсальность.

Уже в древние времена мыслители отмечали гармоничное единство философии и математики, понимали специфику количественно-качественных переходов материи и духа из одних своих форм в другие.

В одном ряду с указанными фундаментальными науками располагается экономика, т.е. учение о способах жизнеобеспечения человечества при существующих количественно-качественных закономерностях окружающего Мира. То есть экономика как наука по сути своей призвана обеспечивать гармоничное вхождение человека в Природный комплекс, во Вселенную. И если человек в Пространстве Всеобщей Гармонии будет по-прежнему оставаться эгоистичным, чуждым всем образованием, он будет отторгнут этим Миром. Вне всякого сомнения, что ни благополучие любой ценой, ни накопление денежных знаков, ни служение другим фетишам, идеалам или идолам не может служить целью человеческого бытия. Такой человек не нужен ни Природе, ни Богу.

В этой связи в экономике, как и во всей Вселенной, действуют жёсткие правила и запреты. И если многие из них до настоящего времени ещё не познаны, это не значит, что они не работают. Экономика призвана функционировать в чётком соответствии с законами философии и математики, отвечать им, исполнять предназначенные ей функции. Быть одной из важнейших составляющих Фундаментальных Мировых Знаний.

В этой связи предложим следующее определение экономики как науки, отвечающее требованиям гармоничного вхождения человека во Вселенную, соответствующее Её законам и сути.

Полагаем, что экономика — это наука, изучающая механизмы повышения результативности общечеловеческого труда, способствующая лучшему жизнеобеспечению граждан. Она призвана содействовать вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, повышать моральный, нравственный и культурный уровень людей. Способствовать скоординированному развитию всего человеческого сообщества.

Из данного определения следует, что генеральной и единственной достойной целью экономики является удовлетворение потребностей людей. И не только нынешнего поколения, но и всех последующих. А не получение денежных знаков, удовлетворение амбиций или тщеславия некоторых групп людей. Все другие её цели должны быть подчинены ей и без неё лишены всякого смысла.

Таким образом, экономика функционирует не ради самого процесса производства, создания каких-то сооружений, ценностей, получения прибыли, денег, служения идеологии или идолам, а для удовлетворения потребностей людей. Всех без исключения: богатых и бедных, белых, жёлтых и чёрных, молодых и старых, умных и глупых, сильных и слабых, здоровых и не очень. Если Бог создал их, значит они нужны, и не человеку Его поправлять. Экономика призвана работать на людей, а не люди — служить ей

Поэтому несомненно, что критерием совершенства экономики является лишь то, насколько полно она указанную функцию исполняет (!).

IV. Потребности людей и всего человеческого сообщества.

Приведённое определение является неполным и требует специального дополнения. В самом деле, что представляют собой потребности, которые требуется удовлетворять, и чем они удовлетворяются?

Что есть экономика?

Под потребностями здесь и далее понимается внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности каких-то факторов, которые проявляются в зависимости от ситуации. При этом потребности могут быть не только у отдельных людей, но также у целых коллективов и всего общества в целом. Они служат внутренними побудителями человеческой активности. В самом деле, потребности являются главной движущей силой людей, ради удовлетворения них они трудятся, они ими управляют. На ниже следуемых рисунках показаны их особенности.

Что есть экономика?

Итак, потребности бывают индивидуальными, групповыми, коллективными и общественными. По своему проявлению они могут быть биологическими, социальными и духовными. Зависят от индивидуальных особенностей людей и от условий их бытия, пола и возраста, культуры и образования, здоровья, исторического опыта, традиций, религии и национальных вкусов. При этом потребности не остаются чем-то неизменными, с годами они воспитываются, развиваются, мимикрируют. На потребности влияют окружающие люди, природные и погодные условия, время года и место проживания людей, уровень развития производства, степень их удовлетворённости. Так, чем больше человек имеет, тем большего ему хочется. И вместе с тем нет двух людей, потребности которых были бы одинаковыми.

Причём индивидуальное восприятие людьми каждой потребности различно, что для одних составляет смысл жизни, для других не имеет значения. Так, лишите меломана музыки и уже ничто не сможет ему её заменить. Отсюда необходимо уважительно относиться ко всей гамме человеческих потребностей. Очевидно, что при удовлетворении потребностей только среднестатистического человека, к чему стремились при плановой форме хозяйствования и что протсходит в нынешней рыночной экономике, в достаточной мере не будет удовлетворён никто.

Вместе с тем не все потребности могут приветствоваться. Так, тяга к власти и корыстные амбиции одних нередко оборачивается потерей свободы и бедностью других. В общественном смысле лишь такие потребности достойны уважения, которые не удовлетворяются путём нарушения морально-этических норм, подавления прав других людей, общества, за счёт потомков. Именно о них и идёт здесь речь. Остальными потребностями должны заниматься воспитательные, психиатрические учреждения или правоохранительные органы. Невозможность их проявления должна быть заложена в основу организации экономики и государства.

V. Предметы потребления и средства производства

С другой стороны, потребности проявляются не абстрактно, а в виде необходимости каких-то условий, вещей и услуг. Поэтому всё то, что удовлетворяет потребности, что необходимо людям для их достойной жизни, поддерживает и восстанавливает здоровье, повышает жизненный тонус, способствует сохранению и продолжению человеческого рода относится к предметам потребления. Это — вода и пища, одежда и жильё, медицинская помощь и спортивные сооружения, духовные богатства и экологически чистая природа. Ими являются блага и услуги, которые предоставляются людям в учреждениях сферы обслуживания, а также в отраслях, удовлетворяющих общественные потребности (управление, наука, образование, здравоохранение, оборона).

Что есть экономика?

К предметам потребления относится и сам человеческий труд, поскольку, с одной стороны, он удовлетворяет потребности людей в реализации своих способностей, а с другой — является движущей силой производства. В прочем, такими качествами обладают и все другие предметы потребления. И чем в большей степени обеспечен человек, тем выше его производственные возможности.

Вместе с тем предметы потребления изготовляются в процессе производства. Но самому производству для его полноценной работы нужны продукты труда, предназначенные для удовлетворения его собственных потребностей. Это — орудия труда и промышленные сооружения, грузовой транспорт и коммуникации, энергия, ремонтная база, производственная связь и ещё многое, многое другое. То есть овеществлённый труд, средства производства необходимы предприятиям точно так же, как предметы потребления — людям. Они являются как бы катализатором, который делает живой труд человека более результативным.

Тем не менее, предметы потребления и средства производства не являются равнозначными. В самом деле, целью производства служат только предметы потребления. В капиталистической экономике и то, и другое является просто товаром, поэтому разница между ими не просматривается. На самом деле производство средств производства необходимо лишь в той мере, в которой оно экономит общественный труд, содействует производству предметов потребления (!). Если этого не происходит, тогда оно становится избыточным расходованием труда, ресурсов, причиняет ущерб обществу. И такое случается нередко, как при социализме, так и в нынешней капиталистической реальности из-за стремления оптимизировать денежные потоки, а не расходование человеческого труда.

В этой связи отсутствие истинных рыночных регуляторов и общественных критериев, позволяющих объективно оценивать эффективность производства как целого, постоянно подводит общество к грани, начиная с которой производство перестаёт служить людям, а становится их эксплуататором. На самом деле производство средств производства является промежуточным этапом на пути создания предметов потребления. Аналогична роль полуфабрикатов и других продуктов незавершённого производства.

Уточнение роли средств производства и предметов потребления позволяет устанавливать оптимальные соотношения между ними, предлагать качественно новые критерии и пути совершенствования экономики, чем используемый в настоящее время принцип максимизации прибыли при капитализме или план — при социализме.

Автор: Чабанов Владимир Емельянович