Мировые научные школы и глобальный кризис

1. Глобальный кризис, фундаментальные противоречия и замысел Русской научной школы

Современный мир переживает системный многомерный кризис. Его проекциями являются космопланетарный, климатический, духовный, экологический, технологический, продовольственный, энергетический, валютно-финансовый, демографический, научно-образовательный, кризис Человека и хрематического мира им созданного (хрематистика – понятие, введенное в оборот Аристотелем для обозначения наживы любой ценой за счет других). Все они являются следствием определенных противоречий. Что они представляют?

Во-первых, противоречие между пространственной ограниченностью Земли, ее ресурсов и необходимостью сохранения развития Человечества в неограниченной перспективе;

Во-вторых, противоречие между смертностью индивидуума и геологической вечностью Жизни как космопланетарного явления.

Ясно, что разрешение этих фундаментальных противоречий непосильно для какой-либо отдельной страны и является Общим Делом Человечества. Но именно это Дело является главным замыслом Русской научной школы: М.В.Ломоносова, А.Н.Федорова, Н.А.Умова, Н.И.Лобачевского, Д.И.Менделеева, С.А.Подолинского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, А.Л.Чижевского, А.Ф.Лосева, П.А.Сорокина, П.А.Флоренского, Н.Д.Кондратьева, Л.Н.Гумилева, Р.О.Бартини, П.Г.Кузнецова, Н.Н.Моисеева, В.П.Казначеева и многих других выдающихся ученых и мыслителей (рис. 1). Каждый из них внес неоцененный вклад в развитие мысли Человечества. Все они объединяются вместе по своим философско-научным взглядам на будущее Человека и Общее Дело Человечества.

2. Что такое мировые философско-научные школы и как они видят будущее Человека и Общее Дело Человечества?

В мире существует много различных философских и научных школ.

И все они по-своему отвечают на волнующие человека вопросы. Среди них можно выделить два принципиальных:

1.Как конкретная школа представляет себе будущее Человека и Человечества в целом?

2.Достижение каких целей школа предлагает в качестве Общего Дела Человечества?

Ответы на эти вопросы служат одним из оснований для выделения мировых школ. Среди них, прежде всего, три:

Западная научная школа (Европа, США, Канада и др.);

Восточная философская школа (Египет, Индия, Китай и др.);

Русская философско-научная школа (Русский Космизм).

Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.

Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые физикой за последние 300 лет законы сохранения (массы, силы, энергии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем, к которым, как известно, живые системы (в том числе Человек и Человечество) не относятся. Опираясь на эти законы, Западная научная школа рассматривает глобальную систему как замкнутую, ресурсы которой по мере роста численности населения истощаются и достигают предела, и поэтому видит будущее Человечества в ограничении пределов роста народонаселения. В качестве Общего Дела Человечества предлагается – контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагрузки. Этот глобальный контроль реализуется стратегией «нулевого» роста, иначе называемой стратегией «золотого» миллиарда или, как теперь стали говорить, – стратегией «600 000», порождающий, на наш взгляд, глобальный пространственно-временной разрыв между «элементами» мировой системы, а значит и глобальный кризис.

Восточная философская школа не накладывает ограничений на пределы роста. Она основана на вере – уверенности в том, что будущее в Вечной Жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве Общего Дела видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», способствующих, по их мнению, Вечной жизни на Земле и Космосе.

Русская философско-научная школа (иначе называемая Русским Космизмом) соединяет в себе лучшие черты Западной и Восточной мировых школ. Она дает свой ответ, соединяя Веру, Знание, Понимание и Умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них законы сохранения развития Жизни как космопланетарного явления. Жизнь – это такая форма организованности, смысл которой в борьбе с возрастанием энтропии (хаоса).

Русская научная школа видит будущее человека и Человечества в разрешении фундаментальных противоречий в пользу Развития Жизни, а Общее Дело Человечества – в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством формирования Человека, способного и реализующего свою способность к творчеству во имя Развития Жизни во всех формах ее проявления.

Во второй половине XX века, несмотря на интенсивное разви­тие предметных знаний и языков физики, химии, биологии, геологии, научное сообщество ощутило необходимость создания дополнительных языков, которые на феноменологическом уровне позволяли бы «сшивать» разнородные процессы, идущие на уровне физических, биологических, социальных систем.

Существующие научные знания о законах экологии, экономики, социальной сферы, культуры, науки, техники, образования и других сфер Жизни не соразмерны, выражены на разных языках, что затрудняет представить их в единой системе координат и обеспечить эффективное управление устойчивым развитием на законной основе.

Сложилась парадоксальная ситуация. Еще в 1987 г. экспертами ООН было заявлено: «Мы способны согласовать деятельность Человека с законами природы». Но с какими законами – сказано не было. Между тем, в науке известны разные законы изменения. В соответствии с одним – растет энтропия, и мир движется к хаосу. В соответствии с другим, растет свободная энергия, и мир движется в ноосферу.

Куда же движется Мир, Цивилизация, Человек: к Хаосу или к Ноосфере (порядку)?

Этот вопрос волнует всех. Большинство ученых считает, что современная позднеиндустриальная цивилизация деградирует. Альтернативой деградации является развитие Жизни как космопланетарного явления – переход в новую, более развитую ноосферную цивилизацию. Мы разделяем эту позицию. Но при этом считаем, что созрело время и для второго фундаментального вопроса, который также волнует всех.

Как обеспечить развитие Жизни – движение к Ноосфере в крайне сложных условиях беспрецедентного глобального кризиса?

В своей незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский указал некоторые условия перехода в ноосферу. Перечислим их:

расширение пространственно-временных границ биосферы и выход в космос;

резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

открытие новых источников энергии;

свобода научной мысли и научного искания от давления религиоз­ных, философских и политических построений и создание в государ­ственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

продуманная система воспитания и образования и подъем благосостоя­ния трудящихся;

разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и ду­ховные потребности численно возрастающего населения;

увеличение не только темпов развития, но и расширение охватываемого пространства без потери скорости развития.

Обратим внимание на то, что эти мысли написаны в далекие 1943-1944 годы, когда еще была не закончена Вторая мировая война и мир находился в глобальном кризисе.

Однако гений В.И.Вернадского уже тогда видел Великий Перелом мысли Человечества, который предстоит пережить мировому сообществу на пути перехода к мировой ноосферной цивилизации.

Естественно, что для создания ноосферного будущего требуется не только общее видение проблемы, но и научный инструментарий конструирования, проектирования и управления, основанный на законах развития Жизни как космопланетарного явления.

За свою историю Человечество создало много разных естественных и искусственных языков, на которых описываются общие законы, принципы, понятия с использованием разных языковых мер.

Что представляют меры?

1. Мера в обыденной жизни – Слово, Дело;

2. Мера в религии – Божественное слово, вера;

3. Мера в искусстве – Цвет, Звук, Образ: композиция и гармония;

4. Мера в философии – Синтез Качества и Количества;

5. Мера в математике (мера множества) – Обобщение понятия «Длина»: Точка, Отрезок, Площадь, Объем, и т.д.;

6. Мера в физике – Единица измерения (система СИ, CGS, и др.);

7. Мера в синергетике – Энтропия;

8. Мера в экологии – Потери биоресурсов;

9. Мера в экономике – Деньги;

10. Мера в политике – Власть, Могущество;

11. Мера в социальной сфере – Качество Жизни;

12. Мера в информатике – Байт.

Как связаны эти меры?

Здесь мы сталкиваемся с вопросом, который давно стоит на повестке дня. Это так называемый «проклятый вопрос» Н.Кузанского (1454), Г.Лейбница (1697), Я.Германа (1716), М.В.Ломоносова (1750), К.Э.Циолковского (1906), В.И.Вернадского (1944), П.Г.Кузнецова (1967), Н.Н.Моисеева (1988).

Как установить связь между естественными, социальными и духовными мерами, используя Единый, доступный человеческому сознанию, язык?

Как соразмерить законы Природы – Общества – Человека?

Существует ли возможность решения проблемы?

Попытаемся кратко представить, на каких языках можно выра­зить общие закономерности развития, действующие в системе «природа – общество – человек».

Во-первых, язык алгебраических и дифференциальных уравне­ний.

Во-вторых, междисциплинарный язык термодинамики и синергетики.

В-третьих, язык пространственно-временных величин (LT-язык).

Язык алгебраических и дифференциальных уравнений

Во второй половине XX века, несмотря на интенсивное разви­тие предметных знаний и языков физики, химии, биологии, геологии, научное сообщество ощутило необходимость создания дополнительных языков, которые на феноменологическом уровне позволяли бы «сшивать» разнородные процессы, идущие на уровне физических, биологических, социальных систем.

Попытки нахождения философского подхода к проблеме «сшивания» были предприняты Альфредом Нортом Уайтхедом (1929) в работе «Философия процесса». Проблемы изучения сложных систем сегодня вышли на передние рубежи. Необходимость поиска новых междисциплинарных языков для описания процессов в социоприродных системах диктовалась еще и неприменимостью второго начала термодинамики Клаузиуса к описанию развития биологических процессов. На эту противоположную тенденцию указывает и выдающаяся работа Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Свое несогласие с обоснованием эволюции Жизни на Земле с помощью второго начала термодинамики в разные годы высказывали крупные ученые и практики: физик Н.А.Умов (1901), ботаник К.А.Тимирязев (1903), К.Э.Циолковский (1914), В.И.Вернадский, Э.Бауэр, М.Планк, П.Г.Кузнецов. Постепенно в 1940-50-е гг. формируется новая парадигма мышления – наука о циклической самоорганизации сложных динамических систем (self-organization). Их примеры представлены на рисунке 2.

Междисциплинарный язык синергетики

Междисциплинарная наука о самоорганизации сложных систем получила мощный импульс после выхода в свет книги немецкого ученого Г.Хакена «Синергетика – учение о взаимодействиях», а также многочисленных работ известных представителей российских научных школ, занимающихся вопросами самоорганизации: Н.Н.Моисеева, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, С.П.Капицы и другие.

Окружающий нас мир предстает как иерархически построенная система сфер (оболочек), развивающихся по единому алгоритму за счет флуктуаций, склонных к разрастанию и преодолению бифуркационных процессов. Эти процессы, как правило, длятся недолго. После прохождения точки бифуркации система попадает в новое, достаточно долго длящееся состояние, в новый аттрактор. В этот длительный период система саморегулируется, т.е. сама гасит возникающие флуктуации.

Исторические события в России (1917 г., 1991 г.) показали, что выбор между аттракторами, к которым приходит социальная система после бифуркации, имеет принципиальное значение.

Ноосферный LT-язык

Одним из принципиально важных и перспективных подходов к описанию социоприродных процессов оказался язык пространственно-временных величин. Логика построения такого языка, его философские и физико-математические основания впервые рассмотрены в трудах выдающихся русских ученых Р.Бартини, П.Г.Кузнецова. Методология и принципы использования LT-языка в создании научных основ проектирования устойчивого развития в системе «природа – общество – человек» даны в монографии и учебнике О.Л.Кузнецова и Б.Е.Большакова.

Идея ноосферного языка принадлежит В.И.Вернадскому. Он писал: «Исходной основой точного научного знания является язык пространства – времени. Выразить различные формы движения – это выразить их на универсальном языке пространства – времени. Время не только неотделимо от пространства, а является как бы другим его выражением. Время заполнено событиями столь же реально, как пространство заполнено материей и энергией. Мы изучаем не пространство и время, а пространство – время». Из сказанного следует, что ноосферный язык должен быть пространственно-временным или, сокращенно, ноосферный LT-язык.

Ноосферный LT-язык – это многомерный пространственно-временной язык, который сшивает воедино законы разных научных парадигм, устанавливает связь между естественными, социальными и духовными мерами и, используя Единый, доступный человеческому сознанию язык, дает возможность генерировать новые знания о законах системы «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек».

Ноосферный LT-язык включает:

Принцип измеримости Н.Кузанского: «Ум и дух – это измерение и соизмерение» (1454);

Форономию Г.Лейбница – Я.Германа: «Все телесное из бестелесного, и наоборот» (1711);

Открытие L3T-2-размерности массы (Дж.Максвелл, 1855);

Проективную геометрию Н.Лобачевского, К.Клейна, О.Веблена;

Эмпирические и теоретические обобщения и понятия Русского Космизма;

Открытые наукой законы, записанные на любом языке;

Тензорную методологию Г.Крона (1956) и А.Е.Петрова (1985, 2007);

Теорию LT-размерности Б.Брауна (1941);

Бидимензиальную кинематическую систему LT-величин Р.Бартини (1965) – П.Г.Кузнецова (1973), публикованную в ДАН СССР при поддержке академиков М.В.Келдыша, Н.Н.Боголюбова, Б.М.Понтекорво;

Работы Научной школы устойчивого развития на основе LT-языка (1979–2012).

Существует «золотое» правило разрешения противоречий: если ответ на вопрос отсутствует, то нужно перейти в другую систему измерений, такую, которая служит основой перехода в более развитую ноосферную цивилизацию.

Переход в Ноосферу – это циклическое увеличение мерности пространственно-временных границ эффективного использования Человечеством своих возможностей. Как отмечал В.И.Вернадский, этот процесс сопровождается не только увеличением темпов, но и расширением пространства, на котором мощность переносится с возросшей скоростью. Это переход в новое Качество с большей пространственно-временной мерностью.

Можно ли выразить этот процесс универсальной пространственно-временной мерой, обеспечивающей соразмерность, соразмеренность и гармонизацию процесса перехода в ноосферу?Ноосферный LT-язык дает такую возможность. Здесь универсальная пространственно-временная мера определяется как произведение целочисленных степеней длины [Lk] и времени [Ti] или как [LkTi ]- величина.

Не сразу бросается в глаза, что в современной «общепринятой» науке отсутствует стандартное описание понятия «Общий закон Природы» на универсальном пространственно-временном языке.

Общий закон Природы – это не просто сложение известных в мире законов естественных наук. Это то ОБЩЕЕ, что объединяет научные знания о законах реального мира. Сущностью «общего» является понятие инвариант как то, что сохраняется в глубине наблюдаемой смены явлений, наблюдаемых изменений в системе «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек». В философии – это принцип «все изменяется количественно, но остается неизменным качественно в определенных пространственно-временных границах». В естественных науках на понятие инвариант накладываются дополнительные ограничения, связанные с сохранением качественной и количественной определенности базовой группы свойств, относительно которых все другие свойства являются производными. В LT-системе такими базовыми свойствами являются «многомерная протяженность» [LR] и «многомерная длительность» [TS], связанные между собой [LRTS]-величинами как качественно-количественными сущностями.

Общий закон Природы – это прежде всего сохранение качества, внутри которого изменения только количественные. Качество определяется LT-димензиальностью величины, сохраняющей неизменными единицу измерения, суммарную мерность и пространственно-временные границы ее [LRTS]-размерности. Переход из одного качества в другое – это изменение пространственно-временных границ, переход к другой LT-величине с иной размерностью.Стандартная форма записи общего закона Природы выглядит так: DR+S = [LRTS] = const. (2)

Не следует путать понятия: «Общий закон Природы» и «закон предметной области». Исследования показали, что в них есть общее, но есть и различие.

Общий закон Природы является инвариантом качественной определенности LT-величины, требующей сохранение неизменными единицы измерения, суммарной мерности и ее размерности, то есть сохранение неизменной LT-димензиальности пространственно-временной величины.

Закон той или иной предметной области, например, физический закон является инвариантом количественной определенности LT-величины, требующей сохранение измеренного численного значения величины при всех ее допустимых преобразованиях в заданной формулой закона системе координат.

Исследования показали, что законы разных предметных областей являются проекцией Общего закона Природы в ту или иную частную систему координат. Законы физики, химии, биологии, экологии, технологии, экономики, социальной сферы, образования, психологии, права могут быть выражены на ноосферном LT-языке. В этом смысле Общий закон Природы – это класс законов, объединяющий множество конкретных законов разных предметных областей, удовлетворяющих требованию гармонии, то есть пространственно-временной соразмерности.

Отсюда следует, что Общих законов Природы существует столько, сколько существует инвариантов – качеств, выраженных на LT-языке. На сегодня в LT-системе существует их счетное количество, но по мере развития научной мысли их число будет возрастать, все глубже и шире охватывая систему «Космос – Земля – Биосфера – Человек – Человечество». Совместно с конкретными законами предметных областей, выраженными на ноосферном LT-языке, образуется система Общих законов Природы – Общества – Человека.

Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова