Развитие научной школы управления развитием

О развитии

Научно-Концептуальной Школы

в области управления развитием

(концептуальные положения, приглашение к практическому взаимодействию)

Введение

Важной функцией научной школы всегда была забота о научной смене, подготовке кандидатов и докторов наук. Научный руководитель и его коллеги обычно стремятся сформировать из числа начинающих исследователей научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

Время идет вперед и сегодня научная школа, помимо реализации основной функции подготовки кадров и преемственности в исследованиях может выполнять и ряд функций практического характера: концептуальные и стратегические разработки, междисциплинарные исследования, подготовка мировоззренческих докладов о вызовах времени, анализа, экспертизы документов и принимаемых стратегических решений. Школа берет на себя функции методологического, экспертного обеспечения объединения специалистов, профессионалов для решения практических вопросов, выполнения актуальных исследований и разработок.

Феномен научной школы можно представить, как особую научно-исследовательскую и образовательную категорию, характеризующуюся способностью к самоформированию созидательной деятельности, исчисления смыслов стратегических преобразований.

То есть научно школа становится научно-концептуальной школой (далее по тексту – НКШ) и научно-методологической и духовно-нравственной основой не только подготовки кадров в своей ключевой сфере, но и обеспечивает целостное воззрение на мироздание, на события и явления, выполняемые междисциплинарные разработки, исходя из системы единого знания и её развития.

Актуальность формирования НКШ мы видим в следующем:

· отсутствие работающего методологического обеспечения процессами управления развитием. Действующее законодательство, методическое обеспечение в этой сфере не работает и поэтому не используется в федеральной и региональной практике. Научных центров в области управления развитием, целостно и глубоко изучающих эту сферу, сегодня нет (поэтому иногда функции разработчиков берут на себя советы по безопасности, иностранные компании);

· разрозненность операторов рынка управления развитием (в основном стратегическое планирование) не позволяет охватить все процессы и функции управления развитием, обеспечив целостность разработок и выполнение разработок на условиях «под ключ»;

· нет единой цифровой платформы управления, сопровождения операций по созданию и реализации программ и проектов развития;

· в органах власти (особенно федеральных) отсутствует инфраструктура по координации и синхронизации процессов управления развитием, единого его методологического и проектного обеспечения. Совет Федерации и Администрация Президента много лет ставит подобную задачу, но пока решения нет;

· отсутствуют общественные институты развития, готовые к общественной экспертизе программ и проектов развития, к выполнению функций социального заказчика и общественного контроля, механизма вовлечения населения в процессы разработки и реализации стратегий и программ развития;

· отсутствует институт социальной экспертизы, который бы научно обосновывал последствия принятия тех или иных стратегических решений и документов, стратегий и программ развития;

· не создан независимый междисциплинарный институт оперативной и научно-обоснованной реакции на геополитические вызовы, подготовки системных мировоззренческих докладов по актуальным проблемам современности, по социально-экономическим моделям будущего.

Основные принципы организации деятельности НКШ:

· разработка оптимальных методов и решений обобщения научных исследований, сборки временных научных междисциплинарных коллективов для решения вопросов целевых разработок, экспертиз;

· абсолютное следование разработанным стандартам, принятым принципам и критериям принятия решений;

· соборный принцип принятия решений по ключевым вопросам разработок и исследований;

· подбор, обучение (в том числе и для самой НКШ) и расстановка кадров в сфере деятельности НКШ;

· оплата по результатам труда временных научных коллективов;

· выделение ключевых функций создания знаний, исчисления смыслов, создания моделей будущего в отдельную сферу профессиональной деятельности (при сохранении целостного понимания исследуемых социально-экономических систем).

Причины, стимулирующие дальнейшее развитие НКШ:

· вызовы времени и изменившийся мир, стремительно изменяющийся миропорядок;

· генерация новых знаний, целостных и гармоничных решений;

· потребность экономики в межотраслевых решениях и социально-экономических моделях будущего;

· создание многоцелевого объединения ученых и экспертов, когда процесс получения новых знаний сопровождается процессом «воспроизводства» поколений ученых и управленцев;

· эффективная организация движения знаний по цепочке: наука— инноватика—практика;

· эффективное управление процессами интеграции результатов научных исследований, инновационных решений и организационных решений.

Мы позиционируем НКШ как целевой синтез следующих организационных форм:

· Центр Проектирования Будущего (методологический и исследовательский центр управления развитием, центр удержания целостности разработок);

· Научная школа (Центр подготовки кадров и обеспечения преемственности в научных разработках):

· Фабрика смыслов (создание социально-экономических моделей будущего, подготовка докладов на актуальные жизненные вопросы современности с позиций единого знания);

· Общественный Центр Информации (система широкого распространения аналитических и экспертных материалов, докладов, информационная поддержка разработок);

· Цифровая Платформа управления развитием (управление процессами создания и практической реализацией выполняемых разработок);

· Центр Стратегических Разработок (создание концепций и стратегий развития, координация межрегиональных разработок, проектное наполнение стратегий и программ развития).

Организационные вопросы

Организационно НКШ сегодня сформирована как некоммерческая организация (консорциум без образования юридического лица). Эта организация привязана к одному из ВУЗов России и общественной организации, которые выступают управляющими компаниями НКШ. На материально-технической базе управляющих компаний на договорной основе организована деятельность НКШ.

Деятельность НКШ организована на примере Института сложности (Санта Фэ, США,), когда ядро организации (школы) составляют 8 – 10 ученых, обеспечивающих целостный, системный подход, организующих сбор междисциплинарных команд для выполнения тех или иных разработок, исследований, подготовки докладов и экспертиз. Плюс 3-4 человека вспомогательного персонала, выполняющего техническую работу. Это штатный персонал НКШ.

Привлекаемые эксперты, собираемые научные и экспертные коллективы, формируются штатным персоналом (на договорных условиях) на время выполнения разработки, подготовки доклада, разработки концепции, стратегии развития.

НКШ сформирована без одного, явного лидера, как это традиционно принято. НКШ будут по очереди руководить штатные ученые. Такой подход обеспечит устойчивость деятельности, преемственность, снизит риски роспуска школы по причине выбытия из деятельности одного из лидеров.

НКШ создана на основе НКО «Центр Проектирования Будущего», созданного в 2019 году на базе «Международной школы устойчивого развития им. П. Кузнецова» и НКО «Устойчивое развитие», ведущими (на то время) научной и методологической школ в области стратегического планирования. Сегодня ЦПБ является наследником школ его инициаторов, развивающего многие его направления исследований и разработок.

ЦПБ уже имеет многолетний опыт создания лаконичных мировоззренческих материалов (более 50 единиц), докладов (более 10), концептуальных разработок для регионов (4 региона). ЦПБ сегодня объединяет около 100 специалистов в области устойчивого развития, стратегического планирования, управления развитием.

ЦПБ имеет и собственные информационные ресурсы для распространения информации и разработок, широкого распространения аналитических и экспертных материалов, докладов. Три собственных ресурса (информационный канал «Общественный Центр Информации», видеоканал «Преображение России», Общественная Сеть «ОСЬ») с целевой аудиторией (более 40000 подписчиков и охватом более 1.5 млн. человек с партнерской сетью).

Оценочный годовой бюджет НКШ (в его оптимальном состоянии и структуре) составляет сумму до 10.0 млн. рублей (не считая затрат на организацию выполнения работ, которые бюджетируются отдельно, в составе которых есть и затраты на содержание НКШ).

Научно-методологическая база

ЦПБ создана следующая методологическая, мировоззренческая, духовно-нравственная база для организации взаимодействия с регионами для формирования стратегий и программ социально-экономического развития и для проведения последующих исследований и разработок (которые станут и базовыми методологическими материалами НКШ):

· Система единого знания, созданная на основе LT-технологии;

· Структура функций системы процессов управления развитием;

· Концептуальные основы «Стратегии Преображения России»;

· Словарь терминов и понятий Стратегии Преображения (стратегического планирования);

· Методология гармонизации социально-экономических систем регионов и страны;

· Система принятия стратегических и управленческих решений преображения в соответствии с социально-экономическими моделями будущего;

· Система формирования представления о будущем нашего Отечества и создания социально-экономических моделей будущего;

· Модели и методология создания комплексных межотраслевых решений с развитой инфраструктурой для возможностей региональной локализации и широкого масштабирования (в структуре Стратегий Преображения России и регионов).

Тематическая направленность деятельности НКШ:

· методологическое, научное, организационное, финансовое и кадровое обеспечение процессов управления развитием;

· мировоззренческие и духовно-нравственные основы развития;

· целостные модели преобразования действительности;

· социально-экономические модели будущего;

· модели самодостаточного и сбалансированного развития территорий;

· цифровой и финансовый суверенитет;

· синергия межотраслевых решений и проектов;

· система принятия стратегических и управленческих решений;

· цифровая трансформация общественных отношений;

· общественные институты развития.

Продукты и услуги НКШ

Основные продукты, которые выпускает НКШ:

· система единого знания;

· лаконичные аналитические и экспертные материалы по основным событиям в мире, документам решений органов власти;

· доклады на темы вызовов современности и социально-экономических моделей будущего;

· методологические основы социально-экономических моделей будущего;

· прогнозы развития социально-экономических систем;

· цифровая платформа в области управления развитием.

Основные услуги, которые может оказывать команда НКШ и привлекаемые эксперты:

· социальная, методологическая, духовно-нравственная экспертизы документов, решений, стратегий и концепций развития;

· разработка стратегий и программ социально-экономического развития стран, регионов, отраслей;

· подготовка кадров для управления процессами развития;

· консультационное сопровождение стратегий развития;

· разработка и формирование комплексных решений и проектов с возможностью региональной локализации и масштабирования;

· организация финансирования созданных программ и межотраслевых комплексных проектов.

Пессимистическая оценка возможного объема годовых доходов НКШ (1-2 стратегии, концепции развития региона (отрасли), 2 программы развития промышленных комплексов, 1 методологическая разработка) – не менее 200.0 млн рублей, что при 20% доходности покрывает все затраты на содержание НКШ.

При этом мы понимаем и значительность имиджевой составляющей деятельности НКШ для её организаторов и инициаторов:

· известность бренда НКШ и её докладов в кругах научных и среди лиц, принимающих решения во всем мире;

· возможность получения подрядов и заказов на создание научно-технической и смысловой продукции, стратегий и программ развития;

· обеспечение своей и НКШ деятельности высококвалифицированными и научными кадрами;

· высокий уровень междисциплинарных исследований, их оригинальность;

· научная репутация и традиции, преемственность поколений НКШ.

План первоочередных мероприятий по созданию НКШ

1. Принятие решения о формировании новой команды, ядра НКШ (до 11 мая 2022 года);

2. Согласование стартового состава ядра НКШ (до 11 мая 2022 года);

3. Формирование и утверждение бюджета НКШ на 2022 год (до 18 мая 2022 года);

4. Заключение договора на разработку Концептуальных основ диверсификации экономики России (до 11 мая 2022 года);

5. Запуск в работу еженедельного семинара НКШ (в том числе до выполнения актуальных разработок) (с 18 мая 2022 года);

6. Начало публикаций аналитических и экспертных материалов на информационных ресурсах Общественного Центра Информации (с 11 мая 2022 года);

7. Подготовка и согласование плана мировоззренческих докладов на 2022 год (до 18 мая 2022 года.

Электронная почта для согласования практического взаимодействия: NekhaevSA@mail.ru