Экономика Европы

Европейская ассоциация автопроизводителей (The European Automobile Manufacturers’ Association, ACEA) ежемесячно публикует данные о продажах автомобилей по странам Евросоюза и производителям автомобилей. Данные о продажах автомобилей являются важным барометром состояния экономики, публикуются быстрее данных о ВВП, и по прошлым кризисам можно высчитать взаимозависимость этих показателей. В текущем году статистики Евросоюза будут скрывать истинные размеры спада экономики, прикрывая его инфляционным ростом номинального ВВП, чего не было в дефляционных кризисах 2008-09 и 2020 годов.

Итак, по данным ACEA продажи легковых автомобилей обвалились в марте 2022 года на 20,5% по сравнению с мартом предыдущего года. Из крупных стран, Испания и Италия показали обвал на 30%, Франция на 20% и Германия на 18%. Всего в марте было продано 844 тысячи автомобилей.

Спад продаж наблюдался еще с июля, с ускорением осенью, замедлением в январе-феврале и теперь новым спадом. Рост цен на топливо и продовольствие, обострившийся еще во второй половине 2021 года, уже тогда бил по способности европейцев покупать товары длительного пользования. Если полгода назад можно было рассуждать о временном характере всплеска инфляции и спада продаж автомобилей, то теперь это становится хроническим явлением.

Ситуация 2021-22 годов напоминает предпандемийные 2018-19 годы. Следует напомнить, что мировую рецессию ждали еще на стыке президентских сроков Обамы и Трампа. Однако Трамп предложил новую повестку с торговым протекционизмом, которая продлила экономический рост в США и ударила по экономике Евросоюза. Медийно наиболее значительные торговые войны были между США и Китаем, но американские таможенные тарифы были повышены и на товары из Евросоюза, Канады, Латинской Америки.

Может показаться, что продажи 850 тысяч автомобилей являются нормальным уровнем для Евросоюза, и не стоит говорить о спаде экономики в целом. Продавали же во многие месяцы 2018, 2019 и 2020 годов примерно тот же объем автомобилей. Вроде был ковидный спад весной 2020 года до 550 тысяч автомобилей и затем отскок продаж весной 2021 года, а спад этого года можно объяснить высокой базой постковидного отскока.

Только статистика продаж автомобилей показывает, что Евросоюз еще перед ковидом не оправился от последствий кризиса 2008 года и торговых войн Трампа, имел заниженный реальный ВВП. Нормальный уровень продаж автомобилей для Евроюза составляет примерно 1,4-1,6 млн автомобилей в хорошем месяце, например в весенние месяцы 2008 годов, или 1,2-1,3 млн автомобилей в умеренно приличном месяце, как в мае-июле или марте 2018-2019 годов. В марте 2007 года, а весна-лето того года были последними периодами экономического роста в преддверии кризиса 2008 года, в Евросоюзе так вообще было продано 1,8 млн автомобилей.

Относительно хороших месяцев спад продаж автомобилей в марте 2022 года составил уже 30% по сравнению с предковидными годами с трамповским эффектом и 40% по сравнению с лучшими годами десятилетия 2000-х до Глобального финансового кризиса, мер жесткой бюджетной экономии и трамповских торгово-тарифных войн.

Спроецируем падение продаж автомобилей на ВВП в целом. В марте 2020 года относительно марта 2019 года продажи автомобилей упали на 55%, и во II квартале 2020 года спад ВВП Евросоюза составил 11,6%. В I квартале 2009 года относительно I квартала 2008 года продажи автомобилей падали на 17%, а ВВП сокращался на 4,8%. Эти предыдущие данные указывают на спад ВВП Евросоюза во II квартале 2022 года на 5,1%.

Евросоюз неоднороден как по экономической динамике стран, так и по производителям автомобилей. Важно проанализировать Италию как наиболее слабое звено Еврозоны, поскольку у нее самый большой государственный долг в номинале в евро и как процент ВВП. Италия после кризиса 2008 года проводила очень умеренные реформы по сравнению с Испанией и является первым кандидатом на повторение греческого дефолта первой половины 2010-х годов. Итальянский ВВП падал в I-II кварталах 2009 года на 7% и во II квартале 2020 года на 18%, то есть в полтора раза глубже общеевропейского уровня.

Объяснение значительно большему итальянскому спаду находится в статистике продаж автомобилей в Италии по всем маркам и продаж итальянских марок в Евросоюзе в целом, с падением значительно ниже среднеевропейских и особенно немецких. В марте 2022 года относительно марта предыдущего года продажи автомобилей всех марок в Италии упали на 30%, а продажи итальянского Fiat упали на 37%. Это указывает на ожидаемый спад ВВП Италии на 7,2%, то есть как после Глобального финансового кризиса 2008 года.

Удивительно, но пока статистики Евросоюза и МВФ упорно не замечают негативной динамики по ВВП европейских стран. Апрельский обзор МВФ «Перспективы мировой экономики» (World Economic Outlook) продолжает писать о прогнозе на 2022 год роста ВВП Евросоюза на 3% и Италии на 2,3%. МВФ не прогнозирует спад экономики ни в одной из стран Евросоюза. Получается, что прежняя зависимость между продажами автомобилей и ВВП больше не работает?

Объяснение этого статистического феномена заключается в занижении статистической инфляции и перекладывании части инфляционного роста ВВП в как бы реальный. По данным МВФ инфляция в странах Еврозоны составила в 2021 году всего 2,6% и прогнозируется на 2022 год 5,3%. Для сравнения, более сильная экономика США показала аналогичный европейскому рост ВВП, потребительскую инфляцию в 2021 году на уровне 8% и промышленную инфляцию 15%. Почему-то эти показатели роста ВВП и цен только по маленьким прибалтийским республикам составляют 4,5% и 10-13%. При том что в крупнейших экономиках Евросоюза статистическая инфляция в разы меньше прибалтийской и общеевропейской.

По Европе в целом (в отличие от Еврозоны) инфляция каким-то чудом показана статистиками МВФ на уровне 4,9% в 2021 году и 12,6% в 2022 году, как в Прибалтике, при в разы меньшей инфляции во всех крупнейших экономиках Евросоюза. Скорее всего, ключевые прогнозные макроэкономические показатели конкретных крупных стран Евросоюза подверглись правке непосредственно перед публикацией указанного отчета МВФ. Формально включенные в географическую Европу Россия и Украина имеют прогноз от МВФ по спаду ВВП на 8% и 35%, по инфляции 20%. Но этого статистически недостаточно, чтобы объяснить несоответствие в разы по прогнозам ВВП и инфляции по Европе в целом и крупным странам Еврозоны.

Предположим, что европейский прогноз по инфляции в 12,6% правильный. Также предположим, что прогноз номинального роста ВВП по странам Еврозоны также правильный, то есть сумма реального и инфляционного роста составляет 2,8+5,3=8,1%. Теперь вычтем из прогнозного номинального роста ВВП Еврозоны 8,1% прогнозную инфляцию по Европе в целом 12,6%. Получается прогноз отрицательной динамики реального ВВП в крупных странах еврозоны в среднем на минус 4,5%, что примерно соответствует показателю исходя из мартовского обвала продаж автомобилей.

В завершение следует отметить, что негативные тенденции в экономиках Евросоюза и России только начали проявляться в I квартале 2022 года и в марте особенно. Спад ВВП Евросоюза может быть еще больше прогноза минус 5%, особенно если опираться на данные по спаду продаж автомобилей в 2022-м относительно 2007 года на 40% с результирующим прогнозом ВВП на минус 10%. Так что Евросоюзу и России в условиях похожей негативной экономической динамики предстоит среднесрочное соревнование по рациональности действий органов власти, бизнеса и общества. Преимущество России в том, что мы уже обсуждаем эти цифры спада, а политики Еврозоны пока находятся в плену ошибочно позитивных макроэкономических прогнозов.

Экономика Европы
Экономика Европы
Экономика Европы
Экономика Европы
Экономика Европы
Экономика Европы

Автор — Сергей Ануреев , профессор департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ