О национализации стратегически важных предприятий

«С началом санкционной войны большинство находящихся в нашей стране компаний с участием иностранного капитала заявили о планах покинуть Россию. Список «недружественных государств» насчитывает 48 государств и юрисдикций, среди них США, Канада, 27 стран-членов Европейского союза, Австралия, Новая Зеландия, Япония… И постепенно стали складываться контуры политики Москвы в отношении иностранного капитала. В ответ на арест российских международных резервов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., принято решение запретить выведение активов компаний из недружественных стран в порядке компенсации за понесенный ущерб. Эта мера дополнена запретом на определённый срок продажи ценных бумаг и долей в капитале иностранных компаний. Запрещено выводить за пределы страны инвестиционные доходы, полученные нерезидентами в России», — пишет в статье «Санкционная война – время выставить иностранный капитал за дверь» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.

«Данные ограничения и запреты не распространяются на иностранные компании, которые не относятся к недружественным странам, но доля таких компаний невелика. Она намного меньше, чем это следует из официальной статистики. А вот инвесторы из недружественных стран привыкли маскироваться, прикрываясь другими юрисдикциями. Посмотрим исследование ЮНКТАД, воссоздающее истинную географическую структуру прямых иностранных инвестиций в России», — подчеркнул автор.

Он отметил, что, по данным Банка России, в 2017 году накопленные прямые инвестиции из США в РФ равнялись лишь 3,1 млрд. долл. А по оценкам ЮНКТАД, их объем составил 39,1 млрд. долл., т. е. в 12,6 раза больше официальных цифр ЦБ РФ. «По данным ЮНКТАД, инвестиции из США занимали первое место, но, согласно данным Банка России, первое место по накопленным прямым инвестициям в России принадлежало… Нидерландам – 40,8 млрд. долл. (по оценкам ЮНКТАД, инвестиции из Нидерландов были равны лишь 28,7 млрд. долл.). Нидерланды являются государством-прокладкой: инвестиции из США заходят в Нидерланды с американским флагом, а выходят – с голландским. А вот показатели накопленных прямых инвестиций в экономике России по другим странам (млрд. долл.: первая цифра – данные Банка России, вторая – оценка ЮНКТАД): Германия – 18,1 и 33,2; Великобритания – 18,6 и 31,3; Франция – 15,1 и 19,6; Швейцария – 12,8 и 19,0», — пишет эксперт.

Он отметил, что данные Банка России по «недружественным» инвестициям сильно занижены. «Иностранный капитал в Российской Федерации имеет происхождение преимущественно из стран «недружественного» списка (по моим оценкам, более 90% накопленных прямых иностранных инвестиций). Иностранный капитал за три десятилетия высосал все соки из российской экономики, и нельзя недооценивать угрозы, которые он несёт сейчас», — говорится в статье.

«Вспомним предреволюционное время. Когда Российская Империя вступила в 1914 году в войну, для немецкого капитала в российской экономике были введены серьезные ограничения и запреты. Некоторые из немецких компаний были ликвидированы (см.: Дякин В. С. Первая мировая война и мероприятия по ликвидации так называемого немецкого засилья, М: Наука. 1969; Ратников Г.Н., Агеева Е.А. Германский капитал в Российской империи в годы Первой мировой войны // Научные записки молодых исследователей № 3/2014). И уж не приходится говорить о Советской России. Через несколько месяцев после октября 1917 года против Советского государства была организована военная интервенция западных держав, дополненная морской и торговой блокадой. В таких условиях национализация иностранного капитала была проведена ускоренными темпами. Без каких-либо компенсаций», — пишет экономист.

Он отметил, что 7 марта пресс-служба секретаря генсовета «Единой России» сообщила о предложении Андрея Турчака национализировать производства иностранных компаний, которые объявили об уходе с российского рынка на фоне специальной военной операции на Украине. Задача партии, по словам Турчака, состоит в том, чтобы сохранить рабочие места и не позволить разрушать экономику изнутри. Турчак добавил, что Россия будет действовать «по законам военного времени».

10 марта зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство РФ уже прорабатывает возможность банкротства и национализации имущества иностранных компаний, уходящих с российского рынка. В тот же день, 10 марта, в правительство и Генпрокуратуру был направлен список иностранных компаний, которые в перспективе могут быть национализированы. В список вошло около 60 компаний, объявивших о прекращении работы в России без предоставления гарантий потребителям. В списке Volkswagen, Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, McDonald’s, Porsche, Toyota, H&M и др. По оценке, суммарный объем обязательств этих компаний перед гражданами, государством и контрагентами достигает более 6 трлн рублей. Российские СМИ сообщили, что российский бизнес поддержал инициативу, предложив ввести по таким предприятиям внешнее управление. Сообщалось, что инициатива была поддержана также комиссией правительства по законопроектной деятельности, говорится в статье.

Катасонов напомнил, что 22 марта президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предложил «для защиты национальных интересов» ограничить права акционеров-нерезидентов и акционеров с неустановленным гражданством. В числе предлагаемых мер: не учитывать голоса иностранных акционеров на общем собрании акционеров (за рядом исключений, которые может определять ЦБ как финансовый мегарегулятор); лишить их права требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров, не направлять им бюллетени для голосования по вопросам повестки собрания; лишить их возможности требовать предоставления доступа к документам и информации общества; позволить обществу не начислять и не выплачивать дивиденды по акциям, принадлежащим акционерам-нерезидентам и т. д.

В статье отмечается, что на 30 марта никаких конкретных предложений органов государственной власти по дальнейшей судьбе иностранных компаний в России не обнародовано.

«Я хотел бы высказать свои предварительные соображения по данному вопросу. По каждому предприятию (компании) с участием иностранного капитала (с пороговым значением доли в уставном капитале 25 процентов и более) должен готовиться подробный доклад, в котором, помимо всего, раскрывается история создания предприятия. В свое время (2005 г.) Счётная палата РФ готовила доклад по оценке итогов приватизации, из которого следует, что подавляющая часть приватизационных сделок была совершена в 1990-е годы с грубыми нарушениями, а условия приватизации (записанные в соответствующих договорах) инвесторами выполнены не были. Это достаточное основание для того, чтобы вернуть объект, находящийся в собственности иностранного инвестора, в государственную собственность», — пишет экономист.

«В таких докладах важно определить статус предприятия с точки зрения его значимости для экономики и общества: 1) стратегически значимые, 2) прочие. Иностранные предприятия, которые не имеют стратегической значимости, могут быть проданы российским частным инвесторам. В случае отсутствия таковых может решаться вопрос о национализации или закрытии предприятия. Если предприятие является стратегически важным, оно однозначно подлежит сохранению и национализации. При таком варианте дополнительно выясняется, будет ли национализация безвозмездной или с возмещением. При выявлении в деятельности предприятий серьёзных нарушений российского законодательства применяется вариант национализации без компенсации. Такой же вариант может быть применен в случае, если за годы функционирования предприятия им были получены и выведены из страны инвестиционные доходы, существенно превышающие оценочную стоимость активов предприятия накануне приватизации», — говорится далее.

«Вслед за решением о национализации следуют действия по адаптации предприятия к новым условиям, связанным с санкционной войной: пересмотру производственного профиля предприятия, переключению его на других поставщиков комплектующих (если раньше поставки шли из недружественных стран), переход на другие рынки и других покупателей (желательно, чтобы и поставщики, и покупатели находились в российской юрисдикции). Масштабы присутствия иностранного капитала в России очень значительны, его доля в ряде секторов и отраслей превышает половину. Приведу еще пару цифр. На 1 октября 2021 года накопленные прямые инвестиции нерезидентов в российской экономике составили 596,0 млрд. долл. Плюс к этому портфельные инвестиции – 302,7 млрд. долл. Итого почти 900 млрд. долл.», — пишет экономист.

«В компаниях, где иностранцы выступают портфельными инвесторами, позиция иностранных инвесторов на работу предприятия сколь-нибудь существенного влияния оказать не может. Сейчас нас в первую очередь интересуют прямые инвестиции, которые обеспечивают иностранцам контроль над предприятиями. Крайне важно, чтобы перестройка работы национализированных предприятий вписывалась в общую программу перестройки российской экономики. Целью такой программы должен стать переход экономики от либеральной рыночной модели к модели мобилизационной и построение самодостаточной, независимой экономики. Зарубежные компании, приостановившие работу в России, рассчитывают, что они на время затаятся, а потом вновь вернутся на свои хлебные места. В предыдущей статье я постарался показать, что иностранный капитал в России выступает в качестве паразита и иностранного агента. России такие не нужны. Тем более сейчас», — заключил Валентин Катасонов.