Русская традиция – консерватизм оптимистов

Известна основанная на летописных источниках позиция М.В. Ломоносова о древности славян и славянских государств. «Что славенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде рождества Христова, то неоспоримо доказать можно… Россы, или Русь Чермная, Белая и Варяжская, перед приходом Рюриковым простиралась от Варяжского моря и от озера Ильменя почти до Черного» – утверждал великий российский энциклопедист. Линию М.В. Ломоносова в значительной мере продолжили многие ученые. Так, Г.В. Вернадский утверждал, что исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое, группы племен предков русского народа сплотились, по крайней мере, с сармато-готского периода, а процесс их консолидации должен был начаться еще в скифский период, сами названия «Русь» и «Рось» употреблялись в Южной Руси, по его мнению, еще с IV века.
Знание корней своего народа, своего государства всегда позволяет более адекватно оценивать современный исторический процесс, современные трансформации государства и права. Используя общенаучные и специальные методы исследования, в том числе сравнительно-правовой, системный, формальной логики, анализа и синтеза, проанализируем государственно-правовое развитие современной России с напоминания о «Русской Правде», которая была сводом правил жизни народов будущей Руси и до влияния на Русь римского (византийского) права.

«Русская Правда» как символ национального правосознания

«Русскую Правду» следует воспринимать в общем контексте духовной, правовой и политической литературы Древней Руси, которая, по словам Д.С. Лихачева, была глубоко патриотична, учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества. Именно на этом веками формировался русский характер, в основе которого, по словам В.Г. Распутина, «думание, собеседование, исповедь защищающейся души, отстаивающей свое право на самостоятельное слово и дело».
«Русская правда» («Правда роськая») – это древнейший письменный памятник отечественного права и воплощенного в нем русского правосознания, датируемый началом XI века от Рождества Христова (Р.Х. – С.Б.) Это первый русский правовой кодекс. Именно в «Русской Правде» закреплены представления древних руссов о справедливости, чести и достоинстве, об ответственности государства (князя) за торжество справедливости. Можно видеть, как возрастало понимание ценности человеческой жизни и достоинства личности, когда на смену кровной мести, упоминаемой в более древней Краткой редакции «Русской правды» попытались ввести систему штрафов Пространной редакции, причем размер штрафов варьировался в зависимости от социального статуса потерпевшего. Дикая вира преду­сматривала ответственность не скрывшегося виновника преступления, а всей верви (поселения), дабы зло не оставалось безнаказанным. За разбой и умышленное убийство община уже не отвечала, но была обязана выдать людям князя жену преступника и детей, которые отдавались «на поток и на разграбление» (т.е. имели место высылка и конфискация имущества. – С.Б.). Конечно, понятия преступлений и обид имели конкретно-исторический смысл. За отсечение какого-либо пальца взималось три гривны, а за лишение усов или бороды – 12 гривен.
В «Русской Правде» мы видим закрепление целостной системы правовых ценностей, совокупности принципов, идей и норм, которые в дали прошлого формировали русское национальное мировоззрение. Не случайно митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» писал: «Закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной». Развившиеся из нее ценностные устои стали фундаментом современной национальной правовой идеологии как определенного механизма организации идеологической сферы политически организованного общества, позволяющего достигнуть определенных эффектов и в силу этого востребованного именно в современных условиях. «Русская правда» как памятник права отразила становление той духовно-нравственной Русской Правды, за которую веками стоял народ в Древней Руси, потом в Московском царстве, Российской империи и даже в Советском Союзе. Русская правда и ныне может считаться камертоном государственно-правовых трансформаций Российской Федерации.
Конечно, Русская Правда сегодня – это не ностальгия по своду древних правовых норм и правил, это выросшая на этих правилах целостная система баланса справедливости и свободы, отношений государства и личности, государства и общества, это внутренний духовный стержень характера и духа многонационального народа России. Русская Правда – это само народное чувство справедливости и свободы. Стремление к торжеству Русской Правды всегда лежало и лежит ныне в основе народного представления о реформировании государства и права.
Культурно-исторический тип русского государства и права, выросший после присоединения к Московскому царству Вильны и Смоленска до масштабов российских, формировался иначе, чем у европейских и большинства иных государств. Полностью солидаризируюсь с И.Я. Фрояновым, доказавшим на основе многолетних исследований, что древнерусское государство сложилось в условиях доклассовых общественных связей и наполнялось классовым содержанием по мере созревания классов. С крушением родоплеменного строя публичная власть на просторах будущей Руси сбросила с себя племенную оболочку, покрываясь общинной. Государство стало инструментом классового господства тогда, когда Русь из общинной превратилась в феодальную, и произошло это не ранее XIV–XV веков.
Замечу ортодоксальным марксистам, что такой подход соответствует позиции Ф. Энгельса, писавшего в «Анти-Дюринге», что стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в ходе собственного развития создают государство «сначала только в целях удовлетворения своих общих интересов (например, на Востоке – орошение) и для защиты от внешних врагов…» Лишь позже, с появлением классов, это государство становится классовым.

Государственно-правовые особенности Русской Правды

В.В. Еремян в своих фундаментальных исследованиях «Древняя Русь» и «Ордынская Русь», фактически перекликаясь с идеями И.Я. Фроянова, на историко-правовом материале подчеркивает институциональную составляющую общинного самоуправления и указывает на полицентричность государственного образования Древней Руси с дифференцированным характером базового протогосударственного института – территориальной общины, превалирующего элемента общественных отношений в процессе политогенеза. Отмечая историческую закономерность, когда родовая демократия уступила место земской, В.В. Еремян подчеркивает, что Русская земля изначально формировалась в качестве полиэтнического государственного образования, рождающегося в процессе «социального инкорпорирования». Через сложившиеся самостоятельные территориально-политические образования древних славян он как выводит преемственность на Руси «народоправства» в форме вечевой демократии, так и делает ключевые общие выводы о самоуправлении как о форме славяно-русской полисной демократии и о становлении краеугольных для русского общества дружин-артелей, сочетающих коллективные и представительские начала в организации труда, системы управления и повседневного быта.
Все сказанное лишь о некоторых первопричинах, об основных корнях многих сегодняшних правовых и политических процессов и явлений. Не менее важны и те элементы русских архетипов, о которых пишет В.Э. Багдасарян, когда характеризует ценностные основания государственной политики, начиная с характерного именно России понимания идеи преображения человека. В этой идее – сам духовный смысл Русской Правды. На Западе идея преображения отсутствовала изначально, под развитием понималось не преображение человека, а изменение под него внешнего мира – отсюда императив господства над внешним миром, над другими людьми. Восток с его духовным самосовершенствованием предполагает отрешение от внешнего мира, уход в себя. В русской духовной культуре – в Русской Правде – преображение человека является общественным проектом. Как точно пишет В.Э. Багдасарян, российский путь заключается в социализации идеи духовного преображения, когда через идею коллективного спасения преобразуется все человечество. Отсюда и совершенно особый интеграционный путь российского имперостроительства, не имеющий никакого духовного родства с западными колониальными империями, основанными на отношениях господства и подчинения. Отсюда «войны памяти» вокруг такого русского национального символа, как Александр Нев­ский, сделавший решающий мировоззренческий выбор наших предков.

Цивилизационный смысл конституционной реформы РФ 2020 года

Современное Российское государство и российское право претерпевают качественные перемены. Конституция РФ 1993 г. знаменовала собой победу правового универсализма над национальными традициями, реванш европейского либерализма не только над социалистическим государством Советов, но и над русской цивилизацией с ее культурно-историческими особенностями. Минувшие 25 лет показали, что жить по Конституции 1993 г. – значит обустраиваться в культурно-историческом тупике со стремительными деградацией и вымиранием. И тогда пришла реформа Конституции РФ 2020 года.
Конституционная реформа Российской Федерации 2020 г., при ее внешней скромности, затронула глубинные основания современного государства и общества. Институциональная переналадка отношений между высшими органами государственной власти с качественным укреплением роли Президента РФ, включение в текст Основного закона целого комплекса важных духовно-нравственных ценностей – все эти изменения служат, если серьезно задуматься, возвращению к Русской Правде.
Русская цивилизация нуждается в устранении духовно-нравственного разрыва ее исторической целостности. Применительно к правопреемству (правопродолжению) Российской Федерации от Советского Союза вопрос решен (ч. 1 ст. 67.1 Конституции РФ), на следующем этапе конституционной реформы следует ожидать восстановления правопреемства от Российской империи. Об этом свидетельствует упоминание о тысячелетней отечественной истории, а главное – о сохранении памяти предков, «передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства» (ч. 2 ст. 67.1).
Чувство Русской Правды требует от нас восстановления социального единства общества. Отсюда новая норма ст. 75.1 Конституции РФ об обеспечении в РФ социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности, что есть не только социально-политическая, но и нравственная задача повышенной сложности. Задача непростая, особенно с учетом того обстоятельства, что эти качества российского общества, во-первых, целенаправленно уничтожались более 30 лет, во-вторых, система властных институтов и учреждений классового государства, к коим ныне относится Российская Федерация, априори несет в себе разрушающую любую солидарность существенную долю исконной аморальности, обладая, по выражению А.Д. Керимова, «синдромом хронической безнравственности». Между тем духовно-нравственное преображение человечества реально назрело.
Для упрочения, а то и восстановления традиционных устоев России необходимо понимать, а как эти устои следует конструировать. И.Я. Фроянов обоснованно утверждал, что на протяжении многих веков Россия держалась на трех фундаментальных основах, на трех, так сказать, китах: общине, или мире, самодержавии, или монархии, и православии, или восточной редакции христианства. Совокупным действием этой триады, подчеркивал выдающийся ученый, управлялась российская история, из нее вышел русский национальный характер. Во фрояновской триаде сконцентрирована суть Русской Правды.
С закреплением в Конституции наследования от предков идеалов и веры в Бога сделан важный шаг к укреплению Православия как духовно-нравственной скрепы общества, объединяющей культурно-исторически близкие народы вне зависимости от их вероисповедания. Сделан и шаг по укреплению второго элемента обозначенного И.Я.  Фрояновым триединства. С переоформлением статуса Президента РФ в качестве главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), когда он в условиях отнесения организации публичной власти к исключительному ведению РФ (ст. 71) стал обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80), получил серьезные властные полномочия в отношении Правительства РФ (ст. 83, ч. 1 ст. 110, ст. 111–113, п. «ж» ч. 1 ст. 114, ст. 117), Федерального Собрания (п. «е.4» ст. 80, ст. 84, п. «ж», «з», «к» ч. 1 ст. 102; п. «а», «д», ч. 1 ст. 103, ч. 4 и 5 ст. 112; ст. 117), судебной системы (п. «е» и «е.3» ст. 80, ст. 128) и дел Федерации (ч. 2 ст. 85, ч. 2 ст. 87), можно предположить начало становления выборного самодержавия. Императорская власть и в прошлом далеко не всегда передавалась по наследству.
Остается третий элемент русского социального и духовного консенсуса – община. К сожалению, в этом вопросе российские государственно-правовые реформы имеют путаный и бессистемный характер, напоминая реформы П.А. Столыпина, а значит, имея такую же перспективу бесславного результата. Общинный тип жизни – это далеко не то местное самоуправление, которое предусмотрено ст. 130–133 Конституции РФ, это вообще не только местное самоуправление. Без переосмысления роли общины и артельно-кооперативных начал современного российского общества успеха не будет. Следование Русской Правде и в этом вопросе просто необходимо.
Завершая исследование любых государственно-правовых трансформаций современной России, следует отметить решающую роль их духовно-нравственных принципов. И формирование этих принципов уходит далеко вглубь веков. Опора на традицию и традиционные ценности особенно важна в период, когда, как подчеркивает А.Н. Савенков, в обществе нет консенсуса по базовым решениям, когда законодательство так объемно, что его невозможно запомнить и понять, а уж тем более использовать обычному, среднему человеку, это влечет тотальное отчуждение людей от правовой сферы. В таких ситуациях всегда решающая роль за духовно-нравственными ориентирами личности и народа. Уже недостаточно полагать, что только гуманистическая насыщенность конституционных ценностей позволяет каждому индивиду с еще большим пониманием воспринимать Основной Закон. Все более очевидна опасность социальных последствий выхолащивания из конституций традиционных духовно-нравственных ценностей.
В завершение нельзя не подчеркнуть, что именно на следование Русской Правде опирается призыв Президента РФ переходить к разумному умеренному консерватизму как к основе политического курса, видя в консерватизме опору «на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчетливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий».
Согласны? Это добрая русская традиция – консерватизм оптимистов.

Автор: Сергей БАБУРИН